Меню раздела

Памятки для родителей

 
Наши привычки  Для того чтобы ребенок полюбил чтение, трудно придумать что-то более действенное, чем пример мамы и папы. Если малыш растет в «читающей» семье, он довольно рано понимает, что книга занимает важное место в повседневной жизни взрослых. Если в семье читают мало, требуется больше усилий, чтобы привить сыну или дочке интерес к печатному слову. Но имейте в виду: пробудив у ребенка желание читать, вы поможете ему сделать только первый шаг. Дальше дело пойдет гораздо быстрее, однако для этого необходимо учесть несколько условий. Например, знакомство с книгой желательно начинать в самом раннем возрасте, когда она еще на-поминает игрушку я привлекает малыша не столько содержанием, сколько яркими красками. Дети раннего возраста с удовольствием рассматривают книги, по-путно слушая мамино чтение. Помня о том, что читать нужно не спеша, чтобы ребенок сумел увязать твой рассказ с тем, что изображено на картинках. Кстати, знаете ли вы, что многочисленные потеш-ки, песенки и стишки, которые так любят дети дошкольного возраста, тоже ступенька к будущему чтению? Маленькие дети до 6-7 лет – берут чужие вещи и еще не понимают, почему этого де-лать нельзя, так как у них пока отсутствует понятие собственности. Почти все дети время от времени берут чужие игрушки. Это должно послужить для вас хорошим поводом преподать ребенку жизненно важный урок. Если он взял чужую вещь, пойдите вместе с ним и возвратите ее. Объясните ребенку, что значит «свое» и «чужое». Скажите ему, что иногда можно взять то, что хочется, но предварительно надо спросить разрешения у владельца. Очень важно, чтобы были пресечены пер-вые попытки воровства, какими бы пустя-ковыми они не казались: «Ну, подумаешь, обнаружили в кармане у ребенка какую-то игрушечку?». Помните, что в воспитании нет мелочей. Надо обязательно объяснить и внушить ребенку, что никогда нельзя брать чужое, это запрещено, и затем не-пременно заставить ребенка вернуть взя-тую игрушку.
В эксперименте, проведенном еще в 19 веке, детей восьмилетнего возраста попро-сили сказать, какого цвета борода у их учи-теля. Правильный ответ дал лишь один ре-бенок – у учителя вообще не было бороды. Таким образом, стало очевидно, что дети иногда лгут просто, чтобы понравиться взрослым, или дают ответ, которого мы ждем от них. Оказалось, что грань между невольным искажение истины и заведомой ложью очень зыбка.
Правда, когда мы узнаем о том, что ребе-нок солгал, мы в равной степени огорчаемся и искажению правды, и истинной лжи. Мно-гие, будем справедливы, не наказывают ре-бенка сразу же, а стараются докопаться до мотива, но проблема состоит в том, что дети редко лгут по одной какой-то причине, обычно это целый комплекс мотивов: стрем-ление избежать наказания, страх унижения, нежелание оказаться доносчиком, защита товарищей и т.д.
Что делать, как научить ребенка быть честным? 
 
Телевизор в жизни ребенка
Движущаяся картинка, как ползающий по листу жук или как вертящаяся игрушка «юла», вызывает изумление и желание по-трогать, попробовать. Любознательность плюс богатое воображение ребенка 3-5 лет — вот благодатная почва для того, чтобы «заразиться» чем-то новым. В этом возрас-те дети впервые знакомятся с простыми сюжетами и уже знают, что даже самая ко-роткая история будет иметь продолжение. Когда родители оттаскивают детей от теле-экрана, те просто хотят узнать, чем все за-кончится. В психологии известен эффект «незавершенного действия». Упрощенно и в приложении к телевидению он звучит так: «Все хочется узнать и досмотреть до конца». А если это не получается, ребенок испытывает дискомфорт, начинает сам фантазировать на тему «прерванного сю-жета», не может сосредоточиться на других делах, капризничает.
Как сделать просмотр ТВ совместным действом?
Телевизор не такой уж страшный монстр, как представляется некоторым родителям. Польза от качественных познавательных и развлекательных программ неоспорима, вопрос именно в умеренности. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор заменил ребёнку живое общение и стал единственной доступной ему забавой.
Однако зачастую родители жалуются, что их детей не оторвать от телевизора, тогда как для них самих он является естественным шумовым фоном. Если вы сами слишком много смотрите телевизор, будет очень сложно объяснить вашим детям, почему этого делать не стоит.
 
Игра в жизни ребенка
Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
 
Игра научит нас:
  • Говорить с ребенком на его языке.
  • Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию.
  • Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.
  • Открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование. Переживание.
  • Любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы можем научить детей:
  • Смотреть на себя со стороны глазами других людей.
  • Предвидеть стратегию ролевого поведения.
  • Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих.
  • Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре.
  • Доверять друг другу.
Дети в игре обычно изображают то, что их интересует, что им нравится. Дети с удовольствием играют в «детский сад», в «железную дорогу». Они с любопытством наблюдают работу на огороде, на стройке, а потом в играх становятся трактористами, строителями, воспитателями. Такие игры воспитывают у детей уважение к труду взрослых, желание хорошо работать.
Детей интересуют рассказы о героях летчиках, о полярниках, пограничниках. Игры в героев развивают у детей любовь уважение к лучшим людям страны, желание быть такими же смелыми, мужественными, дисциплинированными.
Дети любят сказки и рассказы. Они могут много раз слушать одну и ту же сказку, запоминают ее наизусть, часто играют в сказку.
Такие игры развивают фантазию детей, усиливают их интерес к сказкам и рассказам. Игры будут интересными и полезными тогда, когда дети наблюдают окружающую жизнь, слушают интересные сказки и рассказы. 
Дети затевают иногда и плохие игры, вредные для здоровья, развивающие дружные чувства. Например, дети играют иногда в «пьянки», в «бандитов». Иногда, играя в войну, устраивают сражение, избивают друг друга. Таких игр не должно быть. Они развивают у детей жестокость, злобу дурные привычки.
Если начинается такая игра, взрослый объясняет детям, что шпионы, бандиты – наши враги. Он старается внушить детям отвращение к пьянству, к ссорам, к грубости.
Следовательно, взрослый должен следить за тем, во что играют дети, заботиться о том, чтобы в играх дети подражали только хорошему.
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
Дети очень любят играть. На площадке, на улице, во дворе всегда можно увидеть ребятишек, которые скачут на конях, сделанных из палок, пускают по канавкам самодельные пароходы, пекут пироги из песка. Игра не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.
Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию – например, из поленьев и палок они могут соорудить и поезд, и автомобиль. 
Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Для игры детям требуются игрушки и разные предметы. На каждой площадке можно найти прекрасный материал для детских построек.  Детям понадобился для игры комбайн – они сделали его из скамеек и стульев. Кривая палка служила трубой. Интересные постройки делают из песка. Например, дети сделали из песка, воды и дощечек водокачку. Дети очень любят играть с водой, налитой в таз и т.д. Дети берут палки, ветки, листья, камешки и интересно играют с ними. Для детских игр необходимы песок, вода, палки, доски, ветки, камешки, шишки, все, что имеется на каждой площадке. Очень важно, чтобы взрослый умел делать игрушки из дерева, коры, шишек, лоскутков и научил этому детей.
 
  • "Чему обучается ребенок в сюжетно - ролевой игре   (скачать)
  • Эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей.
  • Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
  • Осознавать свое место среди других людей. Роль позволяет ребенку посмотреть на себя со стороны, делает видимым для него реальное положение среди взрослых и сверстников.
  • Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадает с моим.
  • Уважать себя и верить в себя. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности. Кроме того, каждый из детей в любой момент своей жизни должен быть уверен в том, что родители и воспитатели любят и уважают его, несмотря на его неудачи и плохое поведение. Драчливого и непокорного ребенка любят точно так же, как общительного и дружелюбного. Это важнейшее условие развития.
  • Игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Это способствует мобилизации сил, творческой энергии. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
  • Часто дети, стремятся угодить родителям, стараясь не показывать свои чувства, желания, к которым отрицательно относятся взрослые. Это самым пагубным образом отражается на игре. Ребенок, живущий под постоянным, неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Поэтому, взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
  • Дети говорят сами с собой на языке эмоций. У них не еще развернутой внутренней речи, и поэтому им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой.
  • В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
  • Дети учатся в игре делать выбор.