Меню раздела

Если есть в квартире свет, то меня храбрее нет.

Но как только мама мне книжку прочитала

И поправила на мне с львенком одеяло, -

Гаснет свет со звуком «щелк»,

И ко мне приходит волк!…

Ночью вся полна квартира троллей, гоблинов и фей…

Как они сюда влезают? Очень мало места в ней!

Я их видеть не хочу, и от страха я кричу!

Н. Малюткина

 

 Чувство страха заложено в человеке на генетическом уровне. Поэтому, если ваш ребенок боится чего-то такого, чего не боитесь вы, это не должно вас расстраивать. Ваш ребенок – не трус! Просто приглядитесь, насколько он мал, присядьте рядом, чтобы вы оказались одного роста и посмотрите на подходящую к вам собаку среднего размера… Ну как, впечатляет?..

 Кто притаился в темноте?
 
 Страх – это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец, связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом  и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Страхам особенно  подвержены ранимые, чувствительные, повышенно самолюбивые дети.

Самым распространенным страхом у дошкольников является страх темноты. Помочь ребенку преодолеть этот страх должны взрослые, в первую очередь родители.

 Итак, для начала попытайтесь разобраться в истинных причинах страха. Присмотритесь к своему поведению. Может оказаться, что за страхом прячутся совершенно иные чувства. Например, ревность. В других случаях это может оказаться скрытым протестом против излишнего, навязчивого внимания взрослых. Когда они шагу ребенку самостоятельно ступить не дают. И внешне он с этим смиряется. Такие дети вообще бывают покладистыми, неконфликтными. Но когда речь заходит о темноте, они проявляют невероятное упорство.

Если же в страхе перед темнотой нет никакой подоплеки, придумайте с ребенком игры, в которых обязательно должна быть «ночь».

Например, каждый вечер, укладывая ребенка спать, ложитесь с ним рядом, естественно, при включенном свете. Накрывайтесь одеялом с головой и тихонько приговаривайте: «Мы с тобой маленькие зверюшки, мы лежим в уютной норке. На улице темно, холодно, идет дождь, а у нас с тобой тепло и уютно. И никто к нам сюда не придет, никого мы не пустим».

Многие дети даже с мамой побаиваются лежать в темноте – норовят проделать щелку, чтобы под одеяло проникал свет. Но убедите малышка, что когда темно, играть интереснее.

Когда ребенок привыкнет, можно вместо люстры включать настольную лампу. А в игре пусть появится смелый медвежонок, которого зовут также, как вашего малыша.

         Постепенно вы придете к тому, что лампочка будет гореть только в коридоре, а ребенок будет сам напоминать, что верхний свет нужно выключить.

 Ночные страхи у детей

1.не хочет просыпаться: в том мире значительно лучше

2.не может отойти от кошмарного сна, рано просыпается, капризный, вялый, беспокойно спит, говорит во сне, стонет, кричит, вскакивает в страхе и бежит к родителям, ребенок просится спать вместе с родителями – все это свидетельствует о том, что у ребенка невротическая зависимость от родителей. Это  показатель того, что ребенок неуверен в себе и нуждается в дополнительной теплоте и ласке.

  • постоянно снятся чудовища, скелеты, черти и тому подобные существа – заселение ночного пространства ребенка чудовищами указывает на нарушения душевной целостности ребенка, ослабление или недоразвитие психической защиты и на крайности в отношении взрослых.
  • во сне происходят пугающие превращения в кого-то – страх несоответствия, не принятия себя, страх изменения своего «Я», чаще наблюдается у детей, чьи родители требовательные и принципиальные.
  • разлука с матерью во сне – ранний опыт беспокойства в связи с затруднениями эмоционального контакта с матерью.
  • беззащитность во сне  - физические наказания, частые угрозы родителей, жестокое обращение с ребенком.
  • ребенок оказывается один на один с персонажами, угрожающими его жизни – нелюбовь к ребенку, эмоциональное неприятие.
  • когда во сне побеждают какие-либо злые силы – наблюдается у детей, которые часто испытывают эмоциональную неотзывчивость родителей, неспособность своевременно прийти на помощь.
  • коварство сказочных персонажей – это показатель неискренности родителей.
  • внезапность появления сказочных персонажей – свидетельство  неопределенного поведения взрослых.
  • неприятности во сне, направленные на дом ребенка – ребенок очень эмоционально переживает конфликт в семье.
  • угроза жизни ребенка – ипохондрическая атмосфера в семье и неотзывчивое отношение к ребенку.
  • потеря родителей – отсутствие положительного отношения к ребенку, перемен.
  • преследования, погони, угрозы - высокий уровень внутреннего беспокойства и неотреагированная агрессия.
  • когда во сне ребенок теряется, остается один, испытывает чувство беспомощности – тревога с чувством вины.
  • толпа, замкнутое пространство, горы, здание без выхода – незащищенность, невостребованная любовь.
  • врачи, больницы – страх изменения, необратимых перемен, отражает страх смерти.
  • падение – страх смерти, заостренный инстинкт самосохранения.
  • летает в космос, встречается с инопланетянами- отсутствие внутреннего ядра личности, истерические черты характера, нереализованный уровень ожидания.

 Несколько рекомендаций родителям:

 

  •   Не дожидайтесь, пока у ребенка разовьются страхи, оставляйте в его комнате зажженный ночник или торшер.
  •  Не гасите свет в коридоре, чтобы ребенок не боялся выйти ночью в туалет.
  •    Детская комната не должна находится далеко от комнаты родителей.
  •  Если какие-либо предметы пугают ребенка в темноте своими очертаниями, уберите их в другое место. Уговоры, что они совсем не страшные, не действуют.
  •    Днем обыграйте пугающие предметы.
  •    Затевайте игры в затемненных уголках квартиры.
  •    В выходные и праздничные дни ужинайте при свечах. Это выглядит торжественно и помогает ребенку привыкнуть к полумраку. 

 

Источники:

1.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций, М., 2004.

 2.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей, Ярославль, 1997.э

3. Малюткина Н.В. Я хороший, или советы по коррекции поведения ребенка. СПб, 2003.

4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога, Р-н-Д, 2003.