13:59 Консультация для педагогов | |
Методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога ДОО Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-Ф3) педагогический работник (в данном случае воспитатель) - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. На основании ст. 48 Закона № 273-Ф3 педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Законом № 273-03 устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации. Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом ДОО данного документа. Предпосылками для написания рабочей программы являются:
В качестве ожидаемых изменений в профессиональной деятельности педагога при условии разра ботки данного документа можно назвать:
Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным:
Что же такое рабочая программа? Существует несколько определений данного понятия. Согласно одному из них рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом. Рабочая программа разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования и авторских парциальных программ, которые при необходимости взаимодополняют одна другую в содержании, последовательности изучения тем, продолжительности времени тематических периодов, использова нии организационных форм обучения и др. Для того чтобы она не стала гибридом образовательных программ, следует тщательно изучить основные характеристики рабочих программ педагогов, представленных в научно- педагогической литературе.
Кроме того, педагогу необходимо учитывать: содержание образовательной программы ДОО; систему используемых образовательных технологий и методик; методический (специально оборудованные кабинеты, предметно-развивающая среда группы, наглядный материал, комплект разработанных «примерных» конспектов образовательных ситуаций и т. д.) и дидактический комплексы (пособия, раздаточный материал как обязательное условие для реализации педагогических технологий, в т. ч. ИКТ); содержание воспи- тательно-образовательной работы с детьми (недельная образовательная нагрузка), предусматривающей различные организационные формы. Следует отметить, что на сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой дошкольного образования в соответствии с требованиями к ее структуре, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования). При этом педагог может корректировать все структурные элементы рабочей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы. В дошкольном образовании модель рабочей программы должна представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических условий являются:
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования. Остановимся подробнее на примерных структурных элементах рабочей программы педагога ДОО:
На титульном листе, который считается первым и не подлежит нумерации, так же как и листы приложений, указываются:
Следующий структурный элемент рабочей программы - пояснительная записка, - раскрывающий актуальность реализации содержания рабочей программы, ее цели, задачи, основные принципы, особенности организации образовательного процесса. Актуальность поясняется с позиции существующей образовательной системы, социального заказа, потребностей ребенка, его родителей, самого педагога: механизмы достижения качества образования, приоритетные задачи рабочей программы. При постановке целей рабочей программы необходимо ориентироваться на основные цели ФГОС дошкольного образования:
Задачи рабочей программы определяются исходя из задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования и парциальных программ, определенных для составления основной образовательной программы ДОО, а также задач, на решение которых направлен ФГОС дошкольного образования:
В качестве принципов рабочей программы могут быть указаны основные принципы дошкольного образования, определенные ФГОС дошкольного образования:
Также в пояснительной записке дается характеристика возрастных особенностей воспитанников группы: описание контингента детей - паспорт группы (возраст, пол, национальная принадлежность, группа здоровья); характерные особенности данного возраста. Далее раскрываются особенности организации образовательного процесса, например:
Также в пояснительной записке отражается программно-методический комплекс образовательного процесса, который включает:
Отдельно указываются используемые методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей группы, а также подходы к формированию предметно-развивающей среды. Например, на современном этапе развития педагогики существуют технологии, которые обеспечивают преемственность дошкольного и начального уровня общего образования. Успешно зарекомендовали себя:
Предметно-развивающая среда согласно требованиям ФГОС дошкольного образования должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Обязательным пунктом в рабочей программе является перечень нормативных документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
В основной части рабочей программы отражаются:
Основным блоком при описании программного содержания является тема. Традиционно тематическая неделя в ДОО начинается в понедельник и заканчивается в пятницу. Поэтому целесообразно вынести название темы в строку, которая будет объединять организационные направления деятельности, реализующие содержание пяти взаимодополняемых образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Если педагог решит использовать сокращения, то это указывается в пояснительной записке. Например: сокращение названий образовательных областей: социально-коммуникативная - С-К, познавательная - П, и т.д. Содержание тематической недели может быть представлено в виде описания форм работы с указанием темы конкретной деятельности и методической литературы, которую использует воспитатель. Педагог может самостоятельно разрабатывать сценарии мероприятий. Такие авторские разработки в виде игровых сеансов, сценариев развлечений, материалов для дистанционных консультаций семьям детей представляются в приложении к рабочей программе с нумерацией, определяющей ее порядок. В содержании указывается только ссылка на приложение. Далее раскрывается модель организации образовательной деятельности в группе. Так, жизнедеятельность детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: специально организованной образовательной деятельности взрослого и детей (групповой, подгрупповой или индивидуальной) и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (несопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми - утренним приемом воспитанников, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). При описании особенностей организации образовательного процесса указываются формы работы с детьми, приводится описание режимов пребывания детей данной возрастной группы в холодный и теплый периоды, режима закаливания и двигательного режима. Творческие педагоги не оставят без внимания сложившиеся традиции дошкольной организации: праздники, проекты, акции и т. д. Если традиционные события не вошли в содержание тематической недели, то необходимо их представить в виде отдельного плана. В разделе «Условия и средства реализации рабочей программы» раскрывается материально-техническое (пространственная и предметно-развивающая среда) и программно-методическое обеспечение. В документе описывается пространство, используемое педагогом в образовательном процессе с учетом возраста детей:
Помещения ДОО, описание используемой территории и среду ближайшего социального пространства можно представить в виде перечня или таблицы, а для отражения частоты использования добавляется график посещения. Опытные воспитатели понимают важность и необходимость контрольной функции образовательного процесса, поэтому особое внимание раздела может быть уделено оценке индивидуального развития воспитанников. Согласно п. 3.2.3. ФГОС дошкольного образования «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей... в рамках педагогической диагностики». Таким образом, в рабочей программе следует представить перечень используемых диагностических методик с указанием периода и цели проведения диагностики. Например: оценка эффективности педагогических действий по использованию авторской программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки» или оценка физического развития детей с использованием АРМ «Физкультурный паспорт» (данная электронная программа помогает автоматически выстроить индивидуальный маршрут дальнейшего развития физических способностей ребенка или внести указания по коррекции особенностей его развития). Важно помнить одно, что итогом проведения педагогической диагностики должны стать индивидуальные маршруты развития детей группы. По выбору педагога описание взаимодействия с родителями воспитанников может быть представлено в рабочей программе в виде:
Нововведением в планировании деятельности воспитателя стало требование по составлению презентации рабочей программы для родителей. Если презентация размещена на сайте ДОО или личном сайте педагога, то в рабочей программе необходимо сделать ссылку на соответствующий материал. Структурный элемент рабочей программы «Список литературы» включает перечень использованной воспитателем литературы в работе с детьми. Прежде всего, это методическая литература. В разделе «Приложения к рабочей программе» могут быть представлены следующие материалы:
Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября текущего года) приказом руководителя дошкольной образовательной организации (или образовательного комплекса). Утверждение рабочей программы предполагает предварительное ее обсуждение и принятие членами педагогического совета. В зависимости от того, насколько грамотно педагог сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать образовательный процесс, зависит результат воспитательно-образовательной работы в целом. Рабочая программа, составленная с учетом социального заказа на образовательные услуги, может стать инструментом совершенствования качества образования, будет способствовать достижению социально значимых результатов образования воспитанников и стимулировать профессиональное развитие самого педагога. Составление рабочих программ и планирование образовательной деятельности - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогами дошкольной образовательной организации. Неслучайно у педагога, особенно начинающего, может возникнуть желание использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами), чтобы избежать возможных трудностей. Однако такая позиция исключает личность педагога из процесса проектирования, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования. Используя уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям образовательного процесса в своей группе, он выступает в роли исполнителя чужого проекта, механически выполняющего готовые положения. В результате такого подхода воспитанники и педагог не получают целостного представления об изучаемой теме. Осознание целостности содержания если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, т. е. формируется эмпирически, «методом проб и ошибок». Справиться с данной работой воспитателю поможет старший воспитатель или методист дошкольной образовательной организации. Рекомендуется проводить методические объединения, семинары- практикумы, организовывать творческие группы. Активная позиция педагогов ускорит процесс составления рабочей программы, а результатом может стать творческая и увлекательная жизнь группы.
| |
|