13:59
Консультация для педагогов

Методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога ДОО

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федера­ции» (далее - Закон № 273-Ф3) педагогический ра­ботник (в данном случае воспитатель) - это физиче­ское лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей обра­зовательную деятельность, и выполняет обязанно­сти по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. На основании ст. 48 Закона № 273-Ф3 педагоги­ческие работники обязаны осуществлять свою де­ятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию пре­подаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Законом № 273-03 устанавливается значение ра­бочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основ­ная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документа­ции. Таким образом, очевидна необходи­мость разработки педагогом ДОО данного документа.

Предпосылками для написания рабочей программы являются:

  • традиционный подход педагогов к пла­нированию и проектированию воспитательно-образовательной работы;
  • возможность учитывать специфику дет­ского сообщества и особенности отно­шений всех участников образовательно­го процесса;
  • способность анализировать профессио­нальную деятельность.

В качестве ожидаемых изменений в про­фессиональной деятельности педагога при условии разра

ботки данного документа можно назвать:

  • способность рационально организо­вывать образовательный процесс, оп­тимально соотносить разные виды и содержание детской деятельности в со­ответствии с интересами воспитанников;
  • возможность определять направление развития каждого ребенка;
  • реализацию субъектной позиции по отношению к воспитанникам и их родителям;
  • творческий» подход к осуществлению профессиональной деятельности;
  • необходимую и достаточную степень свободы выбора воспитанниками способов общен
  • ия и поведения;
  • возможность управлять образовательным про­цессом, использовать самостоятельно выбран­ные технологии и методы, способы, направ­ленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;
  • способность видеть проблему и решать ее по собственному замыслу (основание для аттеста­ции педагога, определение компетентности его профессионального развития).

Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным:

  • анализировать собственную деятельность в кон­тексте современного этапа развития дошкольно­го образования;
  • определять направленность рабочей программы, ее назначение и функции;
  • грамотно выбирать форму предъявления содер­жания рабочей программы, учитывать педагоги­ческие технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;
  • представлять прогнозируемые результаты реа­лизации рабочей программы.

Что же такое рабочая программа? Существует несколько определений данного понятия. Согласно одному из них рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, опре­деляющий ценностно-целевые ориентиры, содер­жание и объем образования для каждой возраст­ной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализу­емых на основе имеющихся ресурсов (педагогиче­ских, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современ­ным социальным заказом.

Рабочая программа разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования и авторских парциальных программ, которые при необходимости взаимодо­полняют одна другую в содержании, последователь­ности изучения тем, продолжительности времени тематических периодов, использова

нии организа­ционных форм обучения и др. Для того чтобы она не стала гибридом образовательных программ, следует тщательно изучить основные характеристики рабо­чих программ педагогов, представленных в научно- педагогической литературе.

 

Кроме того, педагогу необходимо учитывать: со­держание образовательной программы ДОО; систе­му используемых образовательных технологий и методик; методический (специально оборудованные кабине­ты, предметно-развивающая среда группы, наглядный материал, ком­плект разработанных «примерных» конспектов образовательных ситуа­ций и т. д.) и дидактический комплек­сы (пособия, раздаточный материал как обязательное условие для реа­лизации педагогических техноло­гий, в т. ч. ИКТ); содержание воспи- тательно-образовательной работы с детьми (недельная образователь­ная нагрузка), предусматривающей различные организационные формы.

Следует отметить, что на сегод­няшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый пе­дагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа.

Рабочая программа может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой дошкольного образования в соответствии с требова­ниями к ее структуре, предъявляемыми Федераль­ным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС до­школьного образования). При этом педагог может корректировать все структурные элементы рабо­чей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а так­же возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

В дошкольном образовании модель рабочей про­граммы должна представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечиваю­щие становление общечеловеческих ценностей, ба­зиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических условий являются:

  • содержательные особенности, отражающие цен­ностные ориентиры рабочей программы;
  • организационные (формы организации различ­ных видов деятельности);
  • технологические (принципы, методы, приемы);
  • материально-технические (предметно-развива- ющая среда);
  • социокультурные (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социокуль­турных институтов);
  • контрольно-диагностические.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребно­стей и особенностей развития воспитанников пе­дагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.

Остановимся подробнее на примерных структур­ных элементах рабочей программы педагога ДОО:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • основная часть рабочей программы, которая включает:
  • календарно-тематический план (комплексно- тематическое планирование);
  • расписание образовательной деятельности;
  • краткое содержание программы;
  • особенности организации образовательного процесса;
  • условия реализации программы;
  • список литературы;
  • приложения к программе.

На титульном листе, который считается первым и не подлежит нумерации, так же как и листы при­ложений, указываются:

  • полное название дошкольной образовательной организации;
  • сведения о согласовании и утверждении доку­мента руководителем ДОО (грифы «Согласовано» (дата, № протокола) и «Утверждаю»);
  • название рабочей программы;
  • адресность (возрастная группа, возраст детей);
  • сведения об авторе (должность, Ф. И. О.);
  • место нахождения, год составления рабочей программы.

Следующий структурный элемент рабочей про­граммы - пояснительная записка, - раскрывающий актуальность реализации содержания рабочей про­граммы, ее цели, задачи, основные принципы, осо­бенности организации образовательного процесса.

Актуальность поясняется с позиции существую­щей образовательной системы, социального заказа, потребностей ребенка, его родителей, самого педа­гога: механизмы достижения качества образования, приоритетные задачи рабочей программы.

При постановке целей рабочей программы не­обходимо ориентироваться на основные цели ФГОС дошкольного образования:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возмож­ностей для каждого ребенка в получении каче­ственного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на осно­ве единства обязательных требований к усло­виям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и ре­зультатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного про­странства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи рабочей программы определяются исхо­дя из задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования и парциаль­ных программ, определенных для составления ос­новной образовательной программы ДОО, а также задач, на решение которых направлен ФГОС до­школьного образования:

  • охрана и укрепление физического и психическо­го здоровья детей, в том числе их эмоционально­го благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноцен­ного развития каждого ребенка в период дошколь­ного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психо­физиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и со­держания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индиви­дуальными особенностями и склонностями, раз­вития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с са­мим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целост­ный образовательный процесс на основе духов­но-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстети­ческих, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответ­ственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия со­держания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности форми­рования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способ­ностей и состояния здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответ­ствующей возрастным, индивидуальным, психо­логическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической под­держки семьи и повышения компетентности ро­дителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В качестве принципов рабочей программы мо­гут быть указаны основные принципы дошкольно­го образования, определенные ФГОС дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно вы­бирает содержание своего образования, стано­вится субъектом образования (далее - индиви­дуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • стимулирование познавательных интере­сов и действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность до­школьного образования (соот­ветствие условий, требований, методов возрасту и особенно­стям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Также в пояснительной записке дается характеристика возрастных особенностей воспитанников груп­пы: описание контингента детей - паспорт группы (возраст, пол, наци­ональная принадлежность, группа здоровья); характерные особенно­сти данного возраста.

Далее раскрываются особенности организации образовательного процесса, например:

  • образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошколь­ной образовательной организации;
  • процесс развития личности ребенка обеспечива­ется в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;
  • содержание образовательного процесса охваты­вает пять взаимодополняющих образовательных областей;
  • образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участ­ников образовательных отношений.
  • Здесь же описываются традиции, сложившиеся в ДОО и конкретной группе, специфика национальных и социокультурных условий и т. д.

Также в пояснительной записке отражается программно-методический комплекс образовательного процесса, который включает:

  • примерную основную образовательную програм­му дошкольного образования;
  • парциальные программы;
  • методическое руководство для воспитателей (пе­речень основных методических пособий, обеспе­чивающих образовательный процесс);
  • перечень наглядного, демонстрационного мате­риала, сопровождающего реализацию рабочей программы;
  • перечень пособий для детей (печатные издания, развивающие книги, дидактические игры и посо­бия для индивидуальной работы и т. д.).

Отдельно указываются используемые методики, технологии, средства воспитания, обучения и раз­вития детей группы, а также подходы к формирова­нию предметно-развивающей среды. Например, на современном этапе развития педагогики существу­ют технологии, которые обеспечивают преемствен­ность дошкольного и начального уровня общего об­разования. Успешно зарекомендовали себя:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология проектного обучения;
  • личностно ориентированная технология;
  • игровые технологии, проблемное обучение, ком­муникативные технологии, педагогические си­стемы В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и др.

Предметно-развивающая среда согласно тре­бованиям ФГОС дошкольного образования должна быть содержательно насыщенной, трансформируе­мой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Обязательным пунктом в рабочей програм­ме является перечень нормативных документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

постановление Главного государственного са­нитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об ут­верждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы до­школьных образовательных организаций»;

  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осу­ществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государствен­ного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • нормативные документы регионального и муни­ципального уровней.

В основной части рабочей программы отражаются:

  • возраст детей (группа);
  • календарно-тематический план (комплексно-те­матическое планирование) - единый план ДОО, который рассматривается на этапе утверждения образовательной программы на педагогическом совете;
  • расписание организованной образователь­ной деятельности (составляется методистом или старшим воспитателем ДОО на основании СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологи­ческие требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных обра­зовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, и утверждается на установоч­ном педагогическом совете);
  • содержание образования с учетом требований ФГОС дошкольного образования (программное содержание с описанием образовательной деятельности, представленное в пяти образователь­ных областях);
  • особенности организации образовательного процесса.

Основным блоком при описании программно­го содержания является тема. Традиционно тема­тическая неделя в ДОО начинается в понедельник и заканчивается в пятницу. Поэтому целесообраз­но вынести название темы в строку, которая будет объединять организационные направления дея­тельности, реализующие содержание пяти взаимо­дополняемых образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое разви­тие.

Если педагог решит использовать сокращения, то это указывается в пояснительной записке. Например: сокращение названий образовательных областей: со­циально-коммуникативная - С-К, познавательная - П, и т.д.

Содержание тематической недели может быть представлено в виде описания форм работы с ука­занием темы конкретной деятельности и методиче­ской литературы, которую использует воспитатель. Педагог может самостоятельно разрабатывать сце­нарии мероприятий. Такие авторские разработки в виде игровых сеансов, сценариев развлечений, материалов для дистанционных консультаций се­мьям детей представляются в приложении к рабо­чей программе с нумерацией, определяющей ее по­рядок. В содержании указывается только ссылка на приложение. Далее раскрывается модель организации обра­зовательной деятельности в группе.

Так, жизнедеятельность детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осу­ществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: специально органи­зованной образовательной деятельности взросло­го и детей (групповой, подгрупповой или индиви­дуальной) и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и де­тей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (несопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде обра­зовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми - утренним приемом воспитанников, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

При описании особенностей организации обра­зовательного процесса указываются формы работы с детьми, приводится описание режимов пребыва­ния детей данной возрастной группы в холодный и теплый периоды, режима закаливания и двигатель­ного режима. Творческие педагоги не оставят без внимания сложившиеся традиции дошкольной орга­низации: праздники, проекты, акции и т. д. Если тра­диционные события не вошли в содержание тема­тической недели, то необходимо их представить в виде отдельного плана.

В разделе «Условия и средства реализации рабо­чей программы» раскрывается материально-техниче­ское (пространственная и предметно-развивающая среда) и программно-методическое обеспечение.

В документе описывается пространство, исполь­зуемое педагогом в образовательном процессе с учетом возраста детей:

  • среда групповой ячейки;
  • помещения ДОО, которые используются для реа­лизации рабочей программы данной возрастной группы: музыкальный и физкультурный залы, каби­неты специалистов, специальные комнаты развития (например, комната русского быта, детская лабора­тория, изостудия, центр конструирования и т. д.);
  • территория ДОО (например, прогулочный уча­сток, спортивная площадка, экологическая тро­па и т. д.);
  • среда ближайшего социума, используемого в об­разовательном процессе (например, школа, би­блиотека, стадион, бассейн, музей, театр, твор­ческий центр, студия и т. д.);
  • оценка индивидуального развития воспитанников;
  • взаимодействие с родителями воспитанников. Многие воспитатели современных дошкольных
  • образовательных организаций среду групп пред­ставляют в виде плана-схемы. Работа по составле­нию такого плана позволяет педагогу, с одной сто­роны, проводить рефлексию профессиональных способностей, знаний концепции предметно-раз- вивающей среды дошкольного образования, а с другой - проявить творческий подход к созданию комфортной обстановки игрового помещения, что придает индивидуальный стиль группе.

Помещения ДОО, описание используемой тер­ритории и среду ближайшего социального про­странства можно представить в виде перечня или таблицы, а для отражения частоты использования добавляется график посещения.

Опытные воспитатели понимают важность и не­обходимость контрольной функции образовательно­го процесса, поэтому особое внимание раздела мо­жет быть уделено оценке индивидуального развития воспитанников. Согласно п. 3.2.3. ФГОС дошкольно­го образования «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития де­тей... в рамках педагогической диагностики». Таким образом, в рабочей программе следует представить перечень используемых диагностических методик с указанием периода и цели проведения диагностики. Например: оценка эффективности педагогических действий по использованию авторской программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки» или оценка фи­зического развития детей с использованием АРМ «Физкультурный паспорт» (данная электронная про­грамма помогает автоматически выстроить индиви­дуальный маршрут дальнейшего развития физиче­ских способностей ребенка или внести указания по коррекции особенностей его развития). Важно пом­нить одно, что итогом проведения педагогической диагностики должны стать индивидуальные марш­руты развития детей группы.

По выбору педагога описание взаимодействия с родителями воспитанников может быть представ­лено в рабочей программе в виде:

  • перспективного плана по взаимодействию с родителями;
  • отдельной графы «Взаимодействие с родителя­ми» в содержании тематической недели.

Нововведением в планировании деятельности воспитателя стало требование по составлению пре­зентации рабочей программы для родителей. Если презентация размещена на сайте ДОО или личном сайте педагога, то в рабочей программе необходи­мо сделать ссылку на соответствующий материал.

Структурный элемент рабочей программы «Спи­сок литературы» включает перечень использован­ной воспитателем литературы в работе с детьми. Прежде всего, это методическая литература.

В разделе «Приложения к рабочей программе» могут быть представлены следующие материалы:

  • конспекты (сценарии) различных форм образо­вательной деятельности с детьми;
  • описание игр и игровых упражнений;
  • сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
  • сценарии различных форм сотрудничества с се­мьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары);
  • комплексы утренней гимнастики;
  • визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, размещенные на стен­дах, в буклетах и памятках и т. д.).

Рабочая программа утверждается ежегодно в на­чале учебного года (до 10 сентября текущего года) приказом руководителя дошкольной образователь­ной организации (или образовательного комплекса). Утверждение рабочей программы предполагает предварительное ее обсуждение и принятие чле­нами педагогического совета.

В зависимости от того, насколько грамотно пе­дагог сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать образовательный процесс, зависит результат воспитательно-обра­зовательной работы в целом. Рабочая программа, составленная с учетом социального заказа на об­разовательные услуги, может стать инструментом совершенствования качества образования, будет способствовать достижению социально значимых результатов образования воспитанников и стимули­ровать профессиональное развитие самого педагога. Составление рабочих программ и планирование образовательной деятельности - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогами дошкольной образовательной организации. Неслучайно у пе­дагога, особенно начинающего, может возникнуть желание использовать уже существующие програм­мы (типовые или разработанные другими авторами), чтобы избежать возможных трудностей.

Однако такая позиция исключает личность педаго­га из процесса проектирования, существенно ограни­чивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования. Используя уже существующие программы, не пере­рабатывая и не адаптируя их к особенностям образо­вательного процесса в своей группе, он выступает в роли исполнителя чужого проекта, механически вы­полняющего готовые положения. В результате такого подхода воспитанники и педагог не получают целост­ного представления об изучаемой теме. Осознание целостности содержания если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, т. е. формиру­ется эмпирически, «методом проб и ошибок».

Справиться с данной работой воспитателю по­может старший воспитатель или методист дошколь­ной образовательной организации. Рекомендуется проводить методические объединения, семинары- практикумы, организовывать творческие группы. Активная позиция педагогов ускорит процесс со­ставления рабочей программы, а результатом мо­жет стать творческая и увлекательная жизнь группы.

 

Категория: Учеба кадров | Просмотров: 2461 | Добавил: методист | Рейтинг: 5.0/2