Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Улыбка»

 

Конспект совместной деятельности

воспитателя с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познание»:

Формирование целостной картины мира

 

«Круговорот воды в природе»

 

Воспитатель:

 Пикалова Ирина Аркадьевна

 

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ: «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

 

Образовательная область – «Познание»

- Формирование целостной картины мира

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Актуальность.  В образовательную программу ДОУ входит изучениеразнообразного состояния воды, но у детей  не достаточно сформированы представления о состояниях веществ. Считаю целесообразным использование поисково-исследовательскую деятельность с использованием опытов, элементарного экспериментирования.

Цель: Помочь детям добыть первые элементарные знания о круговороте воды в природе, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

 

Основные задачи:

Учить:

- делать выводы, добывать конкретные знания о свойствах воды

Закрепить:

- знания детей о круговороте воды и ее значении.

Развивать:

- поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, мышление.

Активизировать словарь детей

Организация развивающей среды:

Методы и приемы:

- наблюдение

- опыт и элементарное экспериментирование

- рассматривание иллюстраций

- проблемно-игровая ситуация

 

Результативность

Дети: имеют представления о круговороте воды в природу, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают круговорот воды в природе; делают выводы по результатам опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.

Воспитатель:картотека опытов о свойствах воды, льда и пара, наблюдений, конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Родители: имеют представления о содержании образовательной деятельности, оказывают помощь при подборе необходимого материала для реализации НОД.

Предварительная работа:

         Беседа с детьми о значении воды

         Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»

         Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой

         Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

         Чтение сказки «Путешествие Капельки»

         Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и
«Картотеку опытов»

         Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)

         Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

         Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

         Знакомство с круговоротом воды в природе

ХОД НОД:

Проблемно-игровая ситуация - видеописьмо от Почемучки

- Ребята, давайте проверим нашу электронную почту. Посмотрите, кто нам прислал видеописьмо? (Почемучка).

Видеописьмо Почемучки          «На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны

- Что это? (Глобус)

- Попробуйте найти его, найдете – он ваш?

Воспитатель: ну что, ребята, давайте попробуем его найти.

- Почемучка решил проверить, что мы знаем о глобусе. На что он похож? (Варианты детей)

- Правильно это модель нашей планеты Земля. Скажите, почему глобус разноцветный, и что означают его цвета? (Варианты детей)

- Какого цвета больше на глобусе?

   - Синий цвет - это вода: моря, океаны, реки, озёра

- Почемучка рассказал мне историю, которая  с ним произошла, хотите ее услышать?

« Однажды летом Почемучка решил порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил бумагу, кисточку и краски. Только устроился у открытого окошка – друзья во дворе в футбол играть начали. Бросил Почемучка  свои приготовления, убежал мяч гонять. Наигравшись в футбол, пришел он домой устроился у окна порисовать. Глядь – воды в блюдце нет. Что такое?

 -Кот Васька! – кричит. – Ты мою воду выпил?

- Очень она мне нужна! – отвечает Васька.

-Не иначе как Шарик выпил- сердится Почемучка.

Обиделся шарик:

- Не имею привычки по столам ходить и вашу воду пить, - убежал.

Сел  Почемучка и задумался: куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась».

- А вы как думаете, ребята? (Варианты детей).

Практическая - Опытно-экспериментальная

- Ребята, для того чтобы  что-то доказать, что нужно сделать? (Варианты детей)

- Правильно провести исследования, или опыты.

- Приглашаю вас в наш исследовательский Центр

Воспитатель. Вода самое удивительное вещество на планете. Мы с вами  проводили различные опыты с водой и узнали много нового, давайте вспомним чудесные свойства воды. /Дети по моделям рассказывают ранее полученные знания о свойствах воды/.

Дети. Вода – жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Ее можно очистить с помощью фильтра. В воде живут жидкие человечки.

Воспитатель. А сегодня нам предстоит помочь Почемучки узнать, куда же девалась вода в блюдце. Кто из вас сказал предположение «вода испарилась». Попробуем эту версию проверить. Для этого проведем эксперимент.

- День стоял солнечный, а блюдце с водой стояло за оконным стеклом и нагревалось. Наберем в чашку железную немного воды и попробуем ее нагреть. /Проводится опыт/

- Что происходит с водой? (Варианты детей)

- Правильно вода  нагревается, кипит и испаряется. Так куда же девалась вода у Почемучки?

- Она нагрелась через оконное стекло и испарилась.

Физминутка.

Вот так с помощью опыта мы помогли Почемучки найти истину. Ребята, а как вы думаете, вода бесследно испарилась? (Варианты детей)

- Хотите узнать?

- Юные исследователи, за дело.

- Итак, как вы уже отметили, вода на нашей планете живет в океанах, морях, озерах и  речках. 

- Представьте, что эта чашка с водой и будет у нас небольшим «озером». Летом солнечные лучи согревают поверхность воды, что с ней происходит, мы сейчас увидим. /Повторение опыт – вода в чашке нагревается и начинает кипеть, поднимается пар./

- Что происходит с жидкими человечками?

- Правильно они превращаются в воздушные. Давайте зарисуем эту часть нашего эксперимента

- Солнце нагревает поверхность воды, капельки воды превращаются в пар и поднимаются высоко вверх. А как вы думаете, что их там ждет? (Варианты детей)

- Давайте проверим на опыте. Положим охлажденноеоркстекло на кипящую чашку. Посмотрите, что произошло  с паром, во что он превратился? (В капельки воды).

- Высоковверху где гуляют холодные потоки воздуха пар охлаждается, превращается  снова в капельки воды,эти капельки образуют облака, тучи. Так воздушные человечки снова превращаются в жидких человечек. Давайте зарисует.

- Как вы думаете, что происходит дальше? (Варианты детей)

- Правильно из тучи идет дождь, капельки воды снова возвращаются на землю. Зарисуем эту часть эксперимента.

- Посмотрите, что у нас получилось?

Дети. Капельки воды по кругу снова вернулись на землю.

Воспитатель. Так происходит круговорот воды в природе, который мы с вами только что доказали.

Гимнастика для глаз

Солнышко с тучками в пятки играло

(посмотреть глазами вправо – влево, вверх – вниз)

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких – две штучки,

Тяжелых – три штучки.

Тычки попрятались, тучек не стало.

(закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло.

(поморгать глазами)

Воспитатель. Ребята, летом из тучи на землю падают капельки воды, а зимой? (Снежинки).

- Какие человечки живут в снежинках? (Твердые, дружные)

Мы рассмотрели все состояния вода. Давайте назовем их: вода – жидкая, пар – воздушный, лед – твердый.

Пальчиковая гимнастика

«Пирог»

Падал снег на порог     (дети два раза медленно опускают ладони на стол)

Кот лепил себе пирог.   (прижимая ладони к ладони, показывают, как лепят пироги)

А пока лепил и пек,    

Ручейком пирог утек.    («бегут» пальчики обеих рук по столу)

Пироги себе пеки       (грозят пальчиком)

Не из снега – из муки   (опять пекут пироги)

 

Воспитатель. Вода – добрый друг и помощник человека

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

 

Воспитатель. Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

 

пос. Артемовский – 2013 год