Одним из основных направлений методической работы является обобщение и распространение педагогического опыта работы с дошкольниками.

Обобщение передового педагогического опыта работы педагогов осуществляется на различных уровнях: муниципальном, региональном, федеральном и всероссийском, через выступления на заседаниях педагогических советов, педпрактикумов, открытых мероприятий, участие в профессиональных конкурсах, публикации в методических журналах, разработку авторских программ.

       К передовому педагогическому опыту в более узком смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.

      В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

           Критерии выявления степени эффективности положительного педагогического опыта:

  • соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. (Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями).
  • высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. (ППО должен давать высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов).
  • оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов воспитания и развития. (Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью).
  • стабильность результатов образовательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
  •  наличие в нём элементов новизны.
  • его актуальность и перспективность.
  • репрезентативность
Репрезентативность - это:
  • достаточная проверка опыта по времени;
  • подтверждение позитивных результатов не только в работе одного воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
  • возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
  • соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. (Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний).
  •          При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
Классификация передового педагогического опыта:
  • Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.
  • Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
  •  Дающий высокие результаты по признаку эффективности
  • Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт.
  • Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения образовательных задач, экспериментально доказывая их.
  • Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
  •  Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.
  • Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени

Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО

(по Р.Г.Амосову):

  • Определение цели изучения ППО.
  • Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
  • Выбор средств и методов изучения ППО.
  • Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
  • Выделение диагностирующих единиц изучения
  • Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.
  • Сопоставление плана изучения опыта
  • Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.
  • Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев образовательного процесса.
  • Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.
  • Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками).

Схема описания передового педагогического опыта по модульной технологии.

  • Титульный лист. 
  • Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.
  • Далее надо сформулировать идею опыта. Идея - центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:
  • Цель  - это конечный результат - средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач.
  • Идея должна следовать теме, а опыт - раскрывать идею.

1.Сведения об авторе: 

  • Ф.И.О. 
  • Образование 
  • Название (полное) учебного заведения, год его окончания 
  • Специальность по диплому 
  • Место работы 
  • Должность 
  • Педагогический стаж 
  • Стаж работы в занимаемой должности 
  • Квалификация 
  • Награды (Департамента образования Тульской области и выше). 
2. Условия формирования опыта.

  • Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
  • изучение методической литературы;
  • изучение опыта коллег;
  • курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
  • активное участие в работе городских методических объединений и т.д.

3. Теоретическая база опыта.

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

4. Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критериях ППО).

5. Новизна опыта (раскрыта в критериях ППО).

6. Адресность опыта.

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.).

7. Трудоёмкость опыта.

Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

8. Технология опыта.

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

9. Результативность опыта (раскрыта в критериях ППО).

Приложение к опыту работы:

  • алгоритм подготовки к занятию;
  • алгоритм проведения занятий и других видов деятельности;
  • конспекты занятий;
  • планы учебно-воспитательной работы с детьми;
  • продукты детской деятельности;
  • фотографии;
  • аудио-видео-записи;
  • дидактический материал;
  • публикации в СМИ;
  • выступления на методических мероприятиях;
  • педагогическая диагностика;
  • рабочая программа;
  • план кружковой работы с детьми;
  • и т.д.