Одним из основных направлений методической работы
является обобщение и распространение педагогического опыта работы с
дошкольниками.
Обобщение передового педагогического опыта работы педагогов
осуществляется на различных уровнях: муниципальном, региональном, федеральном и
всероссийском, через выступления на заседаниях педагогических советов,
педпрактикумов, открытых мероприятий, участие в профессиональных конкурсах,
публикации в методических журналах, разработку авторских программ.
К
передовому педагогическому опыту в более узком смысле этого понятия относят
такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны,
оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический
опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической
практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую
очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.
В
педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт
определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике
законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей,
детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем,
что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся
средств, оптимальной организации педагогического процесса.
Критерии
выявления степени эффективности положительного педагогического опыта:
- соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. (Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями).
- высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. (ППО должен давать высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов).
- оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов воспитания и развития. (Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью).
- стабильность результатов образовательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
- наличие в нём элементов новизны.
- его актуальность и перспективность.
- репрезентативность
- достаточная проверка опыта по времени;
- подтверждение позитивных результатов не только в работе одного воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
- возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
- соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. (Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний).
- При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
- Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.
- Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
- Дающий высокие результаты по признаку эффективности
- Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт.
- Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения образовательных задач, экспериментально доказывая их.
- Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
- Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.
- Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени
Основные
этапы работы по изучению и обобщению ППО
(по
Р.Г.Амосову):
- Определение цели изучения ППО.
- Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
- Выбор средств и методов изучения ППО.
- Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
- Выделение диагностирующих единиц изучения
- Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.
- Сопоставление плана изучения опыта
- Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.
- Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев образовательного процесса.
- Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.
- Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками).
Схема
описания передового педагогического опыта по модульной технологии.
- Титульный лист.
- Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.
- Далее надо сформулировать идею опыта. Идея - центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:
- Цель - это конечный результат - средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач.
- Идея должна следовать теме, а опыт - раскрывать идею.
1.Сведения
об авторе:
- Ф.И.О.
- Образование
- Название (полное) учебного заведения, год его окончания
- Специальность по диплому
- Место работы
- Должность
- Педагогический стаж
- Стаж работы в занимаемой должности
- Квалификация
- Награды (Департамента образования Тульской области и выше).
- Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
- изучение методической литературы;
- изучение опыта коллег;
- курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
- активное участие в работе городских методических объединений и т.д.
3. Теоретическая
база опыта.
Указать какие теории, положения, законы,
закономерности творчески реализуются педагогом.
4.
Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критериях ППО).
5. Новизна
опыта (раскрыта в критериях ППО).
6.
Адресность опыта.
Указать адресную направленность: каким педагогам
рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства,
начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах
раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.).
7.
Трудоёмкость опыта.
Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен
указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.
8.
Технология опыта.
Технология опыта раскрывается в системе конкретных
педагогических действий, в организации содержания
воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и
обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало
положительный результат.
9.
Результативность опыта (раскрыта в критериях ППО).
Приложение к опыту работы:
- алгоритм подготовки к занятию;
- алгоритм проведения занятий и других видов деятельности;
- конспекты занятий;
- планы учебно-воспитательной работы с детьми;
- продукты детской деятельности;
- фотографии;
- аудио-видео-записи;
- дидактический материал;
- публикации в СМИ;
- выступления на методических мероприятиях;
- педагогическая диагностика;
- рабочая программа;
- план кружковой работы с детьми;
- и т.д.