Справка
Период: с 14 января по 18 января 2013г.
Объект: Дошкольные учреждения города и района.
Цель: анализ соблюдения федеральных государственных
требований к условиям реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования в ОУ на территории муниципального образования
г.Бодайбо и района.
Проводился в
два этапа:
1 этап: контроль городских образовательных
учреждений, организованный методической службой МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо
и района»
2 этап: Самоанализ соблюдения ФГТ к
условиям основной общеобразовательной
программы дошкольного образования руководителями образовательных учреждений
города и района.
В процессе анализа соблюдения федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ОУ на территории муниципального образования были проведены следующие мероприятия:
1.Анализ основной документации во всех возрастных
группах с целью выявления системы и вариативности планирования работы в
соответствии с ФГТ. Анализ раскрытия в планах содержания
психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.
2.Анализ режима дня, организации непосредственно
образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГТ.
3.Анализ развивающей среды в группах с целью выявления
наличия и разнообразия дидактических, игровых пособий, целесообразность их
размещения с учетом возраста и ФГТ.
4.Анализ наглядной педпропаганды в уголках для
родителей, консультативных материалов по внедрению ФГТ в образовательный
процесс.
Проверка показала:
Практическая деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений города и
района регламентирована Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о ДОУ,
Федеральными государственными требованиями, Уставом учреждения, годовым планом и другими локальными актами ОУ.
Содержание педагогического процесса определяется
Основными общеобразовательными программами дошкольного образования,
разработанными творческими группами педагогов дошкольных образовательных
учреждений с учетом методических рекомендаций примерных основных
общеобразовательных программ дошкольного образования.
Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования |
Количество ОУ |
«От
рождения до школы» |
9 |
«Детство» |
2 |
«Детский
сад – Дом радости» |
1 |
«Радуга» |
2 |
Содержание основных образовательных программ соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, что обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
В основу организации образовательного процесса
определен комплексно-тематический
принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в
разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в
их самостоятельной деятельности. Одной
теме уделяется не менее одной недели. Тема отображена в подборе материалов,
находящихся в группе и в уголках развития. Построение всего образовательного
процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития
детей.
При организации образовательного процесса учитываются
принципы интеграции образовательных
областей в соответствии с
возрастными возможностями и
особенностями воспитанников (Физическая
культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация,
чтение художественной литературы,
художественное творчество, музыка).
Режим
дня составлен с расчетом на 10,5–часовое
пребывание ребенка в детском саду, (12
ч. пребывания - МДОУ д/с №13), в зависимости от социального заказа родителей, наличия
специалистов, педагогов, медицинских работников, с учетом подходов к обучению
и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности. В
режиме дня во всех возрастных группах
выделено специальное время для ежедневного чтения детям, в вечерний
отрезок времени планируется самостоятельная деятельность детей по
интересам в центрах активности.
Календарно – тематическое планирование образовательной
работы с детьми отражается воспитателями в таблице в соответствии требованиями
и методическими рекомендациями. В утренние и вечерние отрезки времени
планируется индивидуальная работа с детьми по формированию основных психических
процессов, развитию мелкой, артикуляционной моторики, связной речи; вечером
используются игры дидактического
содержания, материал для сюжетно-ролевых игр.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми
осуществляется в различных видах детской деятельности с учетом реализации
образовательных областей в соответствии с расписанием для каждого возраста.
Наряду с этим, не все воспитатели дошкольных учреждений проводят непосредственно
образовательную деятельность в соответствии с календарно – тематическим планированием,
что является не соблюдением ФГТ (МДОУ д/с №1) .
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста в
дошкольных учреждениях организованы кружки художественно-эстетической,
физкультурно-оздоровительной, социально-личностной, познавательно-развивающей
направленности, программы которых согласованы с Советом педагогов ОУ, рекомендованы для использования МКУ
«Ресурсным центром г.Бодайбо и района», утверждены приказами заведующих:
- «Здоровье» (руководитель Тихонова Е.А., МДОУ д/с № 5);
- «В гостях у Петрушки» (руководитель Резник И.В., МДОУ д/с № 5);
- «Растишка» (Романчук Н.А. МДОУ д/с № 5);
- «Самоделкино» (руководитель Беспалова С.А., МДОУ д/с № 5.);
- «Хочу учиться» (руководитель Кутьина О.В. МДОУ д/с № 5);
- «Гусельки» (руководитель Ибрагимова Н.С. МДОУ д/с № 5)
- «Умка» (руководитель Шнайдер О.А. МДОУ д/с № 5);
- «Секреты домашнего мастерства»» (руководитель Щербакова Г.А., МДОУ д/с № 5);
- «Лесное братство» (руководитель Новрузова О.А., МДОУ д/с № 5);
- «Радуга» (руководитель Лукашова С.П., МДОУ д/с № 13);
- «Ладушки» (руководитель Бойко А.В., МДОУ д/с № 13);
- «Школа мяча» (руководитель Смольникова О.И., МДОУ д/с № 13);
- «Островок безопасности» (руководитель Малова А.В., МДОУ д/с № 14);
- «Сибирячок» (руководитель Ширяева Т.В., МДОУ д/с № 20);
В дошкольных учреждениях создана определенная
предметно-развивающая среда в соответствии с возрастными особенностями детей и
требованиями норм СанПиН, закуплены комплекты детской мебели для организации
самостоятельной деятельности детей, однако, педагоги дошкольных учреждений
испытывают трудности в вопросах наполнения содержания игровых центров в
соответствии с календарно – тематическим планированием (МДОУ д/с №1, 8, 13, 14,
НШДС №35).
В приемных для родителей в младших, средних,
старших, подготовительных группах оформлены уголки по ознакомлению с основной
общеобразовательной программой дошкольного образования, имеются рекомендации по
психическому развитию дошкольников. Не во всех приемных комнатах оформлены
уголки по ознакомлению родителей воспитанников с темами календарно –
тематического планирования, поэтому остается проблемой вовлечения родителей в
реализацию ООП ДО. (МДОУ д/с №№1, 32, 14,
13).
Таким образом, организованный контроль показал, что
проблема внедрения ФГТ в образовательный процесс в дошкольном учреждении в
целом решается: через новые формы планирования, организацию непосредственно
образовательной деятельности, свободную деятельность детей, через режимные
моменты, во время проведения прогулок и вовлечение родителей в совместную с
детьми деятельность. Воспитателям всех возрастных групп необходимо больше
уделять внимание оформлению своей возрастной группы, соответствующему
тематической неделе, а также накоплению наглядного материала по соответствующим темам календарно – тематическикого
планирования.
На втором
этапе, самоанализ проводился
руководителями образовательных учреждений города и района с учетом выполнения требований,
обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного
образования, а именно: были рассмотрены критерии:
- Соблюдение требований к кадровому обеспечению;
- Соблюдение требований к материально-техническому обеспечению;
- Соблюдение требований к учебно-материальному обеспечению;
- Соблюдение требований к медико-социальному обеспечению;
- Соблюдение требований к информационно-методическому обеспечению;
- Соблюдение требований к психолого-педагогическому обеспечению;
- Соблюдение требований к финансовому обеспечению.
Получены следующие результаты:
1.По кадровому обеспечению: 27,5 свободных ставок по
ОУ, в результате – нехватка педагогических кадров. Численность работников всего:131человек.
Из них: с высш.кв.кат – 12 (9,1%), 1 кв.кат – 33 (25,2%) - недостаточный уровень квалифицированных педагогических
работников;
Курсы
повышения квалификации прошли в 2009 – 2011 г.г – 21 (16%) чел., в 2012 г. – 76
(58%) чел.
2.По материально-техническому обеспечению:
- требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания (помещения) - 1 (МДОУ д/с №1);
- требования к набору и площадям образовательных помещений - 2(МДОУ д/с №№1, 16);
- соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам - 1 (МДОУ д/с №1);
- наличие необходимого оснащения помещений для работы медицинского персонала - 3(МДОУ д/с №№14, 8, 26)
3.Соблюдение
требований к учебно-материальному обеспечению:
- освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья ООП ДО - 2 (МДОУ д/с №8, НШДС №35);
- оборудование для познавательно-исследовательской деятельности - 1 (МДОУ д/с №16);
- требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования - 5 (МДОУ д/с №№ 20, 26, 2, 15, 8);
3. Соблюдение требований к медико-социальному
обеспечению:
- отсутствие лицензии на право введения медицинской деятельности - 4(МДОУ д/с №№ 8,1,14)
4.Соблюдение
требований к информационно-методическому обеспечению:
- формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма - 1(МДОУ д/с №№ 2);
- осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) - 5(МДОУ д/с №№ 2,22, 8, 26, 15);
5. Соблюдение требований к психолого-педагогическому обеспечению - (МДОУ д/с №№ 2,1, 8, 26,14, 20, 15)
Справку подготовила: Габидулина И.Р., методист МКУ "Ресурсный центр г.Бодайбо и района"