Итоги работы Управления образования за 2011 – 2012 учебный год

 Раздел 7.  Научно – методическое обеспечение

п. 7.3. Методическое сопровождение дошкольного образования

 

В соответствии с целью методической службы на  2011 – 2012 учебный год «создание системы эффективного методического сопровождения административного и педагогического состава МДОУ (далее по тексту  ОУ)» для достижения оптимальных результатов в области дошкольного образования, ведущими задачами были определены:

- организация методического обеспечения педагогического процесса в ОУ разного вида;

         - обеспечение большей открытости и прозрачности деятельности дошкольных образовательных учреждений через органы государственно-общественного управления и создание сайтов ОУ.     

Решая поставленные задачи по реализации  приоритетных направлений деятельности педагогам оказывалась методическая поддержка:

- через организацию совещаний руководителей, заседаний «Школы

 методистов», методических совещаний при МОУ ДПО ИМЦ и организованных на базе ОУ (4 заседания «Школы методистов», 2 расширенных совещания заведующих);

- через участие опытных педагогов в конкурсах различного уровня

 (районный конкурс «Педагогический Олимп», «Воспитатель года – 2012», Губернаторский конкурс «Лучший воспитатель дошкольного образовательного учреждения», областной конкурс «Воспитатель года – 2012»).

- через семинары, семинары – практикумы;  индивидуальное 

консультирование; выездные методические совещания в отдаленные поселки (в 2011 – 2012 учебном году было проведено 12 семинаров, 6 методических совещаний, а также выездное консультирование по заявкам МДОУ).  

На 01.09.2011 года все  ОУ имели утвержденные основные образовательные программы дошкольного образования (далее по тексту ООП ДО) для групп общеразвивающей, компенсирующей направленности. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир детства»  МДОУ д/с № 5 «Брусничка»   прошла экспертизу  в  ФГБОУ ВПО «ВСГАО». ООП ДО  МДОУ № 13,32 прошли  экспертизу на муниципальном уровне. Анализ образовательных программ, годовых планов  показал, что качественно образовательный процесс планируется и реализуется в 43% ДОУ. В МДОУ №№ 14, 8, 1, 26, 15, 26, 16 и МОУ  Начальная  школа – детский сад № 7 основные образовательные программы  дошкольного образования требуют доработки в соответствии с федеральными государственными требованиями.

 Этапы реализации и промежуточные результаты работы по ООП ДО были представлены МДОУ № 13, 32, 5 на расширенных совещаниях заведующих и старших воспитателей (проведено 5 заседаний:  август, сентябрь, октябрь  2011 года, февраль, май  2012 года).

Наряду с этим, на протяжении всего учебного года с заведующими образовательных учреждений и их заместителями, проводилось индивидуальное консультирование по вопросам составления ООП ДО, планов и расписания образовательной деятельности (август – сентябрь со всеми МДОУ, ноябрь – декабрь – МДОУ №№ 15, 26, 35, 14, февраль – март МДОУ №№ 22, 32, 2). 

Продолжает обновляться и развиваться содержание дошкольного образования. В организации учебно-воспитательного процесса используются различные педагогические технологии, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности ребенка: творческие, игровые, развивающие, личностно-ориентированный подход (методики организации совместной деятельности «Утро радостных встреч» Т.Н. Дороновой, технология утреннего группового сбора Е.Е.Кравцовой и др).

Одним из направлений деятельности методической службы в дошкольном образовании является организация повышения квалификации.

В 2011 – 2012 учебном году прошли  курсы повышения квалификации   13 педагогов дошкольных учреждений в дистанционном режиме  на базе Педагогического Университета «Первое сентября», ИИПКРО, ФГБОУ ВПО «ВСГАО» ИДО.

 

Учебное заведение

Количество слушателей

Направление

ФГБОУ ВПО «ВСГАО»

1

МДОУ д/с № 5

ИИПКРО

2

МДОУ д/с № 5

Педагогический университет «Первое сентября»

10

4 - МДОУ д/с № 32

5 - МДОУ д/с № 13

1 - МДОУ № 8 п. Мамакан

Для заведующих, их заместителей, старших воспитателей и психологов были проведены вебинары под руководством кандидата психологических наук, доцента, зав. кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования Зайцевой О.Ю ФГБОУ ВПО «ВСГАО»:

- в декабре 2011 года «Мониторинг регионального компонента ООП

 ДО»  приняли участие 16 человек;

- в апреле 2012 г. «Социально-психологический мониторинг в ДОУ:

технологии работы психолога в рамках ФГТ к ООП ДО»  - 2 человека.

С февраля 2011 года по апрель 2012 года руководители, заместители по ВМР ОУ (12 человек) обучались в ОГАОУ ДПО ИРО по дополнительной  профессиональной образовательной программе «Менеджмент организации. Менеджмент в образовании».

В 2012 году закончили высшие и средне - специальные учебные заведения 9 человек (МДОУ №№ 13, 8, 5, 16, 14),    поступили учиться  9 человек (МДОУ д/с №№13, 32, 15, 8).

В связи с окончанием срока действия курсовой подготовки планируется провести выездные курсы повышения квалификации     в  2013 году. 

На муниципальном уровне  методическая работа организовывалась через проведение семинаров, семинаров – практикумов, открытых мероприятий, дней открытых дверей.  Планирование таких форм работы ведется в каждом образовательном учреждении и включается в координационный план Управления образования и МОУ ДПО ИМЦ. Тематика и направленность семинаров определялась в контексте с годовыми задачами, направлениями образовательной и  методической работы ОУ.

         В 2011 – 2012 учебном году было  проведено  9  районных семинаров:

·        «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников» в

МДОУ д/с № 20 п.Балахнинский;  «Профилактика речевых нарушений у дошкольников, через систему педагогического взаимодействия участников образовательного процесса» в   МДОУ  д/с № 5 «Брусничка»; «Работа по формированию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста» в  МДОУ  д/с № 2 «Золотинка»; «Применение развивающих  игр  Воскобовича в разных формах образовательной деятельности» в  МДОУ д/с   №22 п.Артемовский получили высокую оценку;

·         «Стратегическое планирование работы МДОУ», «Годовое   планирование   в детском саду», «Из опыта работы МДОУ д/с № 32», «Формирование интегративных качеств у дошкольников» в МДОУ № 5 – оценены на хорошо.

На ряду с районными семинарами проведены методические совещания    с целью оказания методической помощи начинающим заведующим ОУ и воспитателям , а так же в практику вошли выездные методические совещания в отдаленные поселки района с целью  консультирование  по  интересующим вопросам.

   В течение всего учебного года осуществлялось индивидуальное консультирование заведующих, заместителей, старших воспитателей и воспитателей  ОУ города и района по вопросам: аттестации, планирования, обобщения и представления опыты работы, лицензирования, написанию  творческого отчета, ООП ДО. 

              В 2011- 2012 учебном году педагоги района представили и обобщили свой опыт через участие в конкурсах различного уровня:

  • Районный конкурс «Педагогический Олимп» - 6 (МДОУ д/с №1; МДОУ д/с №5 (победитель Лисина И.А.); МДОУ д/с №13; МДОУ д/с №22; МДОУ д/с №32; МОУ НШДС д/с №35)
  • Губернаторский конкурс «Лучший воспитатель дошкольного образовательного учреждения» - 4 (МДОУ д/с №5 (Резник И.В… Шнайдер О.А.); МДОУ д/с №13(Азимова Е.Н.); МДОУ д/с №32 (Бутакова Н.Ю.)
  • Районный конкурс «Воспитатель года – 2012» - 3 (МДОУ д/с №5 (победитель Резник И.В.); МДОУ д/с №32; МДОУ д/с №22)
  • Областной конкурс «Воспитатель года – 2012» - 1 (МДОУ д/с №5 ( Резник И.В. - третье место)

      Также опыт   педагогов был опубликован в газетах областного уровня:

  •  Байкальские родительские чтения «Семья – источник любви и вдохновения ребенка» - 2 (май 2012 г.) МДОУ д/с №5
  •  Научные статьи студентов ВСГАО - 2 (март 2012 г.) МДОУ д/с №5; МДОУ д/с №8
  • Электронное Всероссийское издание «Педагогический мир» - 1 (март 2012 г.) МДОУ д/с №2 

 На новый 2012 – 2013 учебный год остаются проблемными следующие вопросы в организации методической помощи:

·        обобщение и распространение педагогического опыта на муниципальном уровне;

·        проведение мониторинга образовательной деятельности дошкольных учреждений;

·         обучение стратегическому планированию (более 30% руководителей  требуется консультативная помощь),  

·        создание банка данных результатов контрольно – аналитической деятельности учреждения;

·        реализация ООП ДО в ОУ в соответствии с ФГТ;

·        подключение  ОУ  к сети Интернет;

·        организация курсовой подготовки воспитателей по теме «Современные стратегии в реализации содержания дошкольного образования».

Уровень  готовности ребенка к школьному обучению. Ежегодно проводится мониторинг  по выявлению степени готовности дошкольников к школьному обучению. В 2011 – 2012 учебном  году мониторинг  проводился  с  24.04.2012г. по 31.05.2012 г. в  пяти  образовательных учреждений города:  МДОУ №№ 5, 14, 32, 13 и МОУ начальная школа-детский сад № 35 «Радуга».

В ходе проведения мониторинга  было обследовано 66 (54 %)  из 122  детей  предшкольного  возраста, посещающих дошкольные учреждения. Весной  2011 г. – 105 (70 %)  из 149 детей, весной 2010 г. -  69 (83 %) выпускников  из  83, что составило  54% . Общее число необследованных выпускников составило  56 детей, из них - 1 ребенок МДОУ д/с № 14 выбыл; 1 ребенок МДОУ д/с № 5 остался на повторное посещение в подготовительной группе, 19 детей по заявлению родителей находились в  отпуске или отсутствовали по болезни и  35 человек воспитанников  МОУ Начальная школа-детский сад № 35 «Радуга» не были  обследованы по причине  недостаточного времени у специалистов.

По результатам медицинского  обследования    дети 6 – 7 лет  имеют следующие группы здоровья: 1 группу – 16 человек (12 – в 2010 – 2011), 2 группу – 76 детей  (82 – в 2010 – 2011), 3 группу – 24 ребенка, 4 группу здоровья - 6 детей,   имеющие  серьезные  заболевания (тубинфецирование,  плоскостопия, ожирение, лор заболевания). 

 Наблюдение в подготовительных  группах за организацией образовательной деятельности  и  созданием игровых ситуации позволило выявить индивидуальные особенности развития детей, психологическую и физическую подготовленность   выпускников к обучению в школе.  Во время диагностики с детьми  присутствовали  воспитатели подготовительных групп, старшие воспитатели, заместители заведующих, родители (законные представители)  детей по желанию.

Из 66 обследованных  детей имеют  высокий и выше среднего  уровень   38 детей  (56,7 %) в 2010 – 2011 учебном году 45 – детей, что составляло лишь  43 %; средний уровень  -  21 воспитанника (31,8 %), в 2010 - 2011 – 32 %, низкий и ниже среднего  уровень показали 7 детей  – 10,6 %,  (в 2010 - 2011 - 16 детей, что составляет 15 %,).     

На  основе мониторинга уровня готовности выпускников к школе можно сделать выводы:

·      Повысился  уровень  осведомленности детей о будущей роли школьника.

·      Снизилась  тревожность у дошкольников,  связанная, прежде всего с введением ранней учебной деятельностью в жизнь детей 6 – 7 лет (занятия в д/с, посещение школ раннего развития, английской школы).

·      На недостаточном уровне остается работа по  формированию развития  речевых навыков (устной, диалогической речи)  и   мелкой моторики рук.

Мероприятия с детьми и родителями как показатель  открытости и успешности образовательного учреждения

На протяжении всего года с родителями (законными представителями) воспитанников было организованно консультирование по вопросам организации образовательного процесса в ОУ, анкетирование родителей (законных представителей) с целью выявления уровня удовлетворенности.  По результатам проведенного анкетирования выявлено, что 93% родителей  от числа участвовавших удовлетворены условиями пребывания детей в образовательных учреждениях.

Отвечая на запросы родителей по формированию здорового образа жизни, развитию интеллектуальных и исследовательских навыков на муниципальном уровне проведены     следующие мероприятия:

-  спортивно – игровое  - «Папа, мама, я – спортивная семья» среди детей подготовительных к школе групп и их родителей, посвященное началу Олимпийского движения в Древней  Греции. Победу   одержали ребята и родители МДОУ №13 «Березка».

- районная научно – практическая  конференция для дошкольников «Юный исследователь», в которой  принимали участие дети 5 – 7 лет с индивидуальными и групповыми выступлениями. В 2011 – 2012 учебном году было представлено 5 работ (МДОУ № 13,14,5 и МОУ № 35 «Радуга»), что меньше, чем в предыдущие годы.

Организовано тесное сотрудничество со школами: взаимные посещения на уровне педагогов и детей, совместные педагогические мероприятия, экскурсии в школы, совместные мероприятия со школьниками.

           Таким образом, на 2012 – 2013 учебный год определена цель методического сопровождения   и оказания методической помощи педагогическим и руководящим работникам дошкольных образовательных учреждений по внедрению федеральных государственных требований  в образовательный процесс, которая будет решена через реализацию задач:

1.Анализ эффективности внедрения основных общеобразовательных программ дошкольного образования ОУ;

2.Повышение квалификации педагогов через организацию семинаров, практикумов, дистанционного, очного и заочного обучения.

3.Повышение компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ.

4.Обобщение и распространение опыта работы педагогов   используя различные формы  участия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.