СВЯЗЬ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ ФГОС ДО И ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

В федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155,  содержится требование, которым объединяется большинство целевых ориентиров, связанных с умением ребенка учиться. Это формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации основной образовательной программы (далее – ООП) дошкольного образования, ее характера, особенностей развития детей. Под целевым ориентиром понимаются социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Вместе с тем, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры необходимо учитывать в процессе планирования образовательных результатов  освоения учащимися ООП начального общего образования. Данное общее требование конкретизируется в ряде целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования (табл.)

Важно

Понятие "предпосылки учебной деятельности" означает, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте остается игра, но первичные навыки саморегуляции, самоконтроля, познавательной активности, навыки взаимодействия, достигаемые как целевые ориентиры, становятся базой, на которой в дальнейшем формируется совокупность универсальных учебных действия, являющихся основой метапредметных образовательных результатов учащихся начальных классов.

Преследуя цель обеспечить преемственность метапредметных образовательных результатов, важно учесть порядок организации и содержание входной диагностики в первом классе; характер анализа оценочной информации (включая соответствующие шаблоны), формы ее предъявления участникам образовательных отношений.

Также необходимо планировать мероприятия по коррекции уровня готовности учащихся к получению начального общего образования (в т. ч. в части формирования универсальных учебных действий учащихся; далее – УУД) и разработать систему стимулирования инновационной практики педагогов по вопросам преемственности.

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования в части формирования предпосылок учебной деятельности Группы УУД по ФГОС начального общего образования
Овладение основными культурными способами деятельности Личностные УУД
Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Коммуникативные УУД

Развитое воображение.

Различение условной и реальной ситуации.

Способность к волевым усилиям

Рефлексивные УУД

Владение устной речью.

Способность выражать свои мысли и желания

Коммуникативные УУД.

Рефлексивные УУД

Любознательность, потребность задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Интерес к причинно-следственными связям.

Способность принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Познавательные УУД