Справка по результатам мониторинга  психического развития основных психических процессов у детей подготовительных к школе групп и готовности их к обучению в школе.

 (полная версия)

Цель: Определение психического уровня развития детей седьмого года жизни и их эмоционально - мотивационной готовности к новому социальному статусу и способу обучения в школе.

 Задачи:

1.      Подготовить методики для проведения диагностики в подготовительных к школе групп.

2.      Определить  уровни развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

3.      Провести итоговый мониторинг основных психических процессов у детей седьмого года жизни.

Методы:

  1. Индивидуальные беседы с детьми подготовительной к школе группы.
  2. Выполнение детьми тестовых заданий с использованием стимульного материала.
  3. Количественная и качественная обработка данных.

 В ходе обследования велось наблюдение за развитием у детей интегративных качеств, которые они приобрели в результате освоения ООП дошкольного образования.

Методики:

  1. Методика «Закрашивание кружков» - определение состояния тонкой моторики рук и графической деятельности.
  2. Определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.
  3. Методика Венгера «10 слов» - оценка уровня развития слухоречевой памяти.
  4. Методика «Лабиринты» - концентрация и устойчивость внимания.
  5. Методика «Что лишнее» - оценивание способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков.
  6. Методика «Что сначала, что потом» - определение  логической последовательности событий.
  7. Методика «Лесенка» - изучение самооценки ребенка.
  8. Тест Нежновой – оценка мотивационной готовности к обучению в школе.

Итоговый мониторинг основных психических процессов  детей подготовительных групп  к  школьному обучению проводился  в  2012 – 2013 учебном году с  15.05.2013 по 31.05.2013г.  согласно годового плана  работы в  6 – ти  МДОУ города: № 1 «Золотой ключик»,  № 5 «Брусничка», № 14 « Теремок», № 32 «Сказка», № 13 «Березка» и МОУ НШДС № 35 «Радуга».

При обследовании  присутствовали  воспитатели, методисты, заместители заведующих и по желанию родители  диагностируемых  детей.

В ходе мониторинга было обследовано  137  из 167 детей  предшкольного  возраста,  посещающих дошкольные учреждения  города МДОУ д/с №№ 1, 5, 13, 14, 32 и НШДС №35 подлежащие контролю, что составило 82 %.  Не обследованными осталось 30  детей.

 

ОУ

МДОУ д/с №1

МДОУ д/с №5

МДОУ д/с №13

МДОУ д/с №14

МДОУ д/с №32

НШДС №35

Всего

Списочный состав

16

11

22

19

51

48

167

Фактически обследовано

13

10

20

16

48

30

137

Не обследовано

3

1

2

3

3

18

30

18 выпускников (37,5%) МОУ НШДС №35 не были обследованы ввиду их отсутствия в учреждении на момент проверки. В виду нехватки педагогических кадров, в частности музыкальных руководителей, в МОУ НШДС №35 и МДОУ №1 вечера для выпускников были проведены с опережением, в следствие чего дети подготовительных к школе групп в мае месяце выехали из района в отпуск с родителями.

  По результатам обследования получены следующие результаты:

Тонкая моторика рук: У  20 (15%) детей  подготовительных к школе групп наблюдается  точность и согласованность движения обеих рук. Развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеют правильно держать карандаш, ножницы.

8 (6%) детей имеют результат выше – среднего. У этих детей имеются небольшие затруднения графо-моторных навыках.

У 43 (31%) детей – средний уровень - незначительно нарушена точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Снижена зрительно-моторная координация. Наблюдаются нарушения мышечного тонуса кисти (гипотонус, гипертонус, тремор) и как следствие – трудности при пользовании карандашом, ножницами, ручкой, иглой.

У 7 (5%) детей  уровень развития тонкой моторики – ниже – среднего. У этих детей значительно нарушена зрительно – моторная координация.

Низкий уровень  у 59 (43%) детей  - нарушена точность движения рук и координация. Не удерживает карандаш, ножницы, может наблюдается тремор кисти.

 

Волевая регуляция:  У 43 (31%) детей высокий уровень развития  волевой регуляции. Они выполняют учебные правила, умеют сдерживать свои непосредственные побуждения. Длительно удерживают цель, стремятся к достижению результата, преодолению трудностей. Заинтересованы в оценке и результате. Владеют самоконтролем. Адекватно реагируют на новое,  трудное задание.

Уровень выше – среднего наблюдается у 4 (3%) детей. У этих детей небольшие трудности с самоконтролем.

Средний уровень волевой регуляции у 27 (19%) детей. Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения, учебных правил требуется внешний контроль и стимуляция.

Дети с уровнем развития ниже – среднего 5(4%) - не способны длительно удерживать цель. Невыраженное стремление к достижению результата и преодолению трудностей. Используют внешние средства мобилизации волевых усилий (закрывают глаза, берутся за голову). Неустойчивая заинтересованность в оценке и результате. Слабые навыки самоконтроля. Не всегда адекватно реагируют на ситуации.

У 58 (43%) предшкольников – низкий уровень развития произвольной регуляции. Они не способны сдерживать непосредственные побуждения, выполнять учебные правила. Не удерживают цель. Безразличны к результату и оценке. Отказываются от деятельности при наличии трудностей. Деятельность непроизвольна. Не способны действовать без внешней стимуляции.

 

Слухоречевая память:   Высокий уровень  развития слухоречевой памяти у 36 (22%) детей.

Широкий объем памяти. Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминают смысловое содержание. Память произвольная.

Уровень развития выше среднего наблюдается у 9 (7%) детей.     Объем памяти достаточный. Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминают смысловое содержание. Память произвольная.

Средний уровень у 59 (43%) дошкольников. Объем памяти несколько снижен. Недостаточная быстрота и прочность запоминания, быстрое забывание. Незначительные неточности при воспроизведении. Запоминают простое смысловое содержание. Произвольность памяти снижена.

Ниже среднего у 29 (21%) детей.  Объем памяти узкий . Медленное запоминание, непрочное быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминают с трудом, воспроизводят с внешней помощью. Произвольность памяти низкая.

Низкий уровень у 9 (7%) -  объем памяти резко снижен. Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями. Смысловое содержание малодоступно или недоступно вообще. Память непроизвольная.                                                                     

 

Внимание:   Высокий уровень  у 91 (66%).  Объем внимания широкий (4 – 5 объектов воспринимает одновременно). Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Высокая концентрация, легкая переключаемость. Способны выполнить многоступенчатую инструкцию (4 – 5). Высокая работоспособность.

    Средний уровень  развития внимания наблюдается у 33 (24%) дошкольников. Объем внимания  этих детей снижен (воспринимает не более 2 объектов). Устойчивость внимания снижена (частые отвлечения). Концентрация  слабая, переключаемость затруднена. Испытывают затруднения при выполнении многоступенчатых инструкций. Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость)

Низкий уровень развития у 13 (10%) обследованных дошкольников. Объем внимания резко снижен (способны воспринимать один объект с внешней стимуляцией). Рассеяны (многократные, длительные отвлечения). Не способны к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выполняют простейшую инструкцию (1 -2 ступени) после многократного повторения.

 

Мышление: 

35 (20%) детей имеют высокий уровень развития мышления. Эти дети исключают, обобщают, группируют на основе выделения существенных признаков, аргументируя свой выбор. Способны к тонкой дифференциации. Имеют хорошие аналитико – синтетические способности, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности. Мышление самостоятельное и произвольное. Навыки мыслительной деятельности устойчивые.

Уровень развития выше среднего у 29 (21%) детей. Они исключают, обобщают, группируют на основе выделения существенного признака, но не всегда могут аргументировать свой выбор. Испытывают затруднения в тонкой дифференцировке. Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливают распространенные причинно-следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной деятельности достаточно устойчивые.

Средний уровень развития мышления у 46 (40%) детей. Они не всегда могут выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщают, группируют, нуждаются в помощи при аргументации выбора. Способны к элементарному анализу и синтезу. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые.

Уровень развития мышления ниже среднего наблюдается у 19 (13%) детей. Исключают, обоющают, группируют, опираясь на несущественные признаки, не могут объяснить свой выбор. Мышление непроизвольное.

Низкий уровень у 8 (6%) обследованных. Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуются случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют.

 

Мотивация к обучению в школе:

У 63 (46%) детей  устойчивый интерес к учебной деятельности (охотно посещают занятия, активно участвуют в них: задают вопросы, интересуются дополнительной информацией). Интересы этих детей широкие и устойчивые. Положительно относятся к учебному трудному и новому заданию. Могут самостоятельно реализовывать свои познавательные интересы. Отмечается наличие устойчивого и аргументированного желания учиться в школе. Познавательная активность не зависит от характера деятельности и знаний детей.

У 61 (44%) детей недостаточно устойчивый интерес к обучению (не всегда охотно занимаются, на занятиях малоактивны, работают только по вызову). Индифферентны к новому, трудному заданию. Интересы узкие и эпизодические. Затрудняются в самостоятельной реализации познавательных интересов. Неустойчивое и неосознанное желание учиться. Познавательная активность зависит от характера деятельности и знаний детей (избирательность).

У 13 (10%) детей интерес к обучению не выражен или маловыражен: отказ от деятельности, пассивность на занятиях. Негативное отношение к новому, трудному. Интересы крайне узкие  и кратковременные. Не желают учиться в школе или желание обосновывает бессмысленными доводами.

 

Самооценка: 46 (%) детей имеют адекватную самооценку. Им свойственны активность, бодрость, чувство юмора, находчивость, общительность. Эти качества очень высоко ценятся сверстниками.

Дети с заниженной самооценкой 8 (%) видят в себе те качества, которых на самом деле у них нет, охарактеризовать себя они не могут, мнение других – основной ключ, на котором строится их самооценка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в действительности представляют, видят в себе только отрицательные качества, им присуща неуверенность в себе, мнительность, пассивность, обидчивость, ранимость, замкнутость, все это приводит к трудностям в общении, взаимодействии между детьми и взрослыми, мешает устанавливать контакты и т.п.

83 (%) дети с завышенной самооценкой отмечают в себе в основном только хорошие, положительные качества, часто переоценивая себя, характеризуются самоуверенностью, высокомерием, бестактностью, не прислушиваются к мнению других. Все эти качества отрицательно воспринимаются сверстниками.

 

На основе полученных данных, получились следующие результаты: 

 

Высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе у 8 (6%) детей; выше среднего – 34 (23%); средний – 52 (40%); ниже среднего – 27 (19%); низкий – 16 (12%).  Делаем вывод, что 94 (69%) ребенка готовы к обучению в школе, 27 (19%) – готовы условно и 16 (12 %) – к обучению в школе не готовы.

  Общие предложения и замечания по итогам диагностики:

Как уже отмечалось выше, сохраняется тенденция тревожности у детей перед поступление в школу, причин для этого множество, основная - это слабая информированность детей о положительных моментах школы, экскурсии в ряде МДОУ носят по – прежнему формальный характер; новая причина – это сильная загруженность ребят, многие из них уже столкнулись с трудностями  обучения, посещая «по принуждению» родителей школу раннего развития, английскую школу, кружки дома детского творчества. 

Рекомендации: проведение родительских собраний, игровых практикумов, посиделок и экскурсий для знакомства родителей и детей со школой,  дозирование ранней учебной нагрузки, осуществление образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтении).

Из года в год  остается актуальной проблема подготовки руки ребенка к письму и развитие произвольной регуляции.  Мелкая моторика руки  и произвольная регуляция у 43%  детей развита  слабо, монотонной деятельностью заниматься не могут.

Особо хотелось бы отметить работу ряда образовательных учреждений  и отдельных педагогов, которые  особо показали себя в ходе контроля. Достаточный уровень подготовленности продемонстрировали дети: МДОУ д/с № 5 – воспитатели Резник И.В., Касаткина М.В., педагог – психолог Лисасина О.В., учитель-логопед Вахненко М.М.; МДОУ д/с №13 воспитатели: Атрашкевич Л.В., Верц Е.Н.

Признать удовлетворительной работу по подготовке детей подготовительной  группы к школе МДОУ д/с №1 воспитатели: Апельганс Л.Н., Селедцова И.С.; МДОУ д/с №14  воспитатели: Малова А.В., Антипова Е.А.; МОУ НШДС №35 воспитатели: Климчук Н.С., Хайрулинова И.В., педагог -  психолог Казакова Л.В.

На основе диагностики уровня готовности выпускников к школе можно сделать выводы:

1.Повысился уровень квалификации педагогов по развитию у воспитанников внимания.

2. На прежнем недостаточном уровне остаются формирование речевых навыков и развитие мелкой моторики руки

3. Недостаточный уровень работы по снижению тревожности у дошкольников,  связанных прежде всего с введением ранней учебной деятельностью в жизнь детей 6 – 7 лет (занятия в д/с, посещение школ раннего развития, английской школы).

Отдельные слова благодарности хочется выразить педагогу – психологу МДОУ д/с №5 Лисасиной О.В. и заместителю заведующего МДОУ д/с №1 Кучеевой О.Н. за оказанную помощь в подготовке и проведении итогового мониторинга основных психических процессов  детей подготовительных групп  к  школьному обучению.

 

 

Методист                                              И.Р. Габидулина