Справка по результатам мониторинга психического развития основных психических
процессов у детей подготовительных к школе групп и готовности их к обучению в школе.
Цель: Определение психического уровня развития детей седьмого года жизни и их эмоционально - мотивационной готовности к новому социальному статусу и способу обучения в школе.
Задачи:
1. Подготовить методики для проведения диагностики в подготовительных к школе групп.
2. Определить уровни развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести итоговый мониторинг основных психических процессов у детей седьмого года жизни.
Методы:
- Индивидуальные
беседы с детьми подготовительной к школе группы.
- Выполнение
детьми тестовых заданий с использованием стимульного материала.
- Количественная
и качественная обработка данных.
В ходе обследования велось наблюдение за
развитием у детей интегративных качеств, которые они приобрели в результате
освоения ООП дошкольного образования.
Методики:
- Методика «Закрашивание кружков» - определение состояния тонкой моторики рук и графической деятельности.
- Определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.
- Методика Венгера «10 слов» - оценка уровня развития слухоречевой памяти.
- Методика «Лабиринты» - концентрация и устойчивость внимания.
- Методика «Что лишнее» - оценивание способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков.
- Методика «Что сначала, что потом» - определение логической последовательности событий.
- Методика «Лесенка» - изучение самооценки ребенка.
- Тест Нежновой – оценка мотивационной готовности к обучению в школе.
Итоговый мониторинг основных
психических процессов детей
подготовительных групп к школьному обучению проводился в 2012
– 2013 учебном году с 15.05.2013 по 31.05.2013г. согласно годового плана работы в
6 – ти МДОУ города: № 1 «Золотой ключик», № 5 «Брусничка», № 14 « Теремок», № 32
«Сказка», № 13 «Березка» и МОУ НШДС № 35 «Радуга».
При обследовании присутствовали воспитатели, методисты, заместители
заведующих и по желанию родители
диагностируемых детей.
В ходе мониторинга было
обследовано 137 из 167 детей
предшкольного возраста, посещающих дошкольные учреждения города МДОУ д/с №№ 1, 5, 13, 14, 32 и НШДС
№35 подлежащие контролю, что составило 82 %. Не обследованными осталось 30 детей.
ОУ |
МДОУ д/с №1 |
МДОУ д/с №5 |
МДОУ д/с №13 |
МДОУ д/с №14 |
МДОУ д/с №32 |
НШДС №35 |
Всего |
Списочный
состав |
16 |
11 |
22 |
19 |
51 |
48 |
167 |
Фактически
обследовано |
13 |
10 |
20 |
16 |
48 |
30 |
137 |
Не
обследовано |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
18 |
30 |
18 выпускников (37,5%) МОУ НШДС №35 не
были обследованы ввиду их отсутствия в учреждении на момент проверки. В виду
нехватки педагогических кадров, в частности музыкальных руководителей, в МОУ
НШДС №35 и МДОУ №1 вечера для выпускников были проведены с опережением, в
следствие чего дети подготовительных к школе групп в мае месяце выехали из
района в отпуск с родителями.
По результатам обследования получены следующие результаты:
Тонкая
моторика рук: У 20 (15%) детей подготовительных к школе групп
наблюдается точность и согласованность
движения обеих рук. Развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный
тонус кисти. Умеют правильно держать карандаш, ножницы.
8 (6%) детей имеют результат выше –
среднего. У этих детей имеются небольшие затруднения графо-моторных навыках.
У 43 (31%) детей – средний уровень -
незначительно нарушена точность движения рук и согласованность движений обеих
рук. Снижена зрительно-моторная координация. Наблюдаются нарушения мышечного
тонуса кисти (гипотонус, гипертонус, тремор) и как следствие – трудности при
пользовании карандашом, ножницами, ручкой, иглой.
У 7 (5%) детей уровень развития тонкой моторики – ниже –
среднего. У этих детей значительно нарушена зрительно – моторная координация.
Низкий уровень у 59 (43%) детей - нарушена точность движения рук и
координация. Не удерживает карандаш, ножницы, может наблюдается тремор кисти.
Волевая
регуляция: У 43 (31%) детей высокий уровень
развития волевой регуляции. Они
выполняют учебные правила, умеют сдерживать свои непосредственные побуждения.
Длительно удерживают цель, стремятся к достижению результата, преодолению
трудностей. Заинтересованы в оценке и результате. Владеют самоконтролем.
Адекватно реагируют на новое, трудное
задание.
Уровень выше – среднего наблюдается у 4
(3%) детей. У этих детей небольшие трудности с самоконтролем.
Средний уровень волевой регуляции у 27
(19%) детей. Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения, учебных
правил требуется внешний контроль и стимуляция.
Дети с уровнем развития ниже – среднего
5(4%) - не способны длительно удерживать цель. Невыраженное стремление к
достижению результата и преодолению трудностей. Используют внешние средства
мобилизации волевых усилий (закрывают глаза, берутся за голову). Неустойчивая
заинтересованность в оценке и результате. Слабые навыки самоконтроля. Не всегда
адекватно реагируют на ситуации.
У 58 (43%) предшкольников – низкий
уровень развития произвольной регуляции. Они не способны сдерживать
непосредственные побуждения, выполнять учебные правила. Не удерживают цель.
Безразличны к результату и оценке. Отказываются от деятельности при наличии
трудностей. Деятельность непроизвольна. Не способны действовать без внешней
стимуляции.
Слухоречевая
память: Высокий уровень развития слухоречевой памяти у 36 (22%)
детей.
Широкий объем памяти. Точное и прочное
запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминают смысловое содержание. Память
произвольная.
Уровень развития выше среднего
наблюдается у 9 (7%) детей. Объем
памяти достаточный. Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминают
смысловое содержание. Память произвольная.
Средний уровень у 59 (43%)
дошкольников. Объем памяти несколько снижен. Недостаточная быстрота и прочность
запоминания, быстрое забывание. Незначительные неточности при воспроизведении.
Запоминают простое смысловое содержание. Произвольность памяти снижена.
Ниже среднего у 29 (21%) детей. Объем памяти узкий . Медленное запоминание,
непрочное быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями.
Смысловое содержание запоминают с трудом, воспроизводят с внешней помощью.
Произвольность памяти низкая.
Низкий уровень у 9 (7%) - объем памяти резко снижен. Процесс
запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями.
Смысловое содержание малодоступно или недоступно вообще. Память непроизвольная.
Внимание: Высокий уровень у 91
(66%). Объем внимания широкий (4 – 5
объектов воспринимает одновременно). Внимание устойчивое (отсутствуют
отвлечения). Высокая концентрация, легкая переключаемость. Способны выполнить
многоступенчатую инструкцию (4 – 5). Высокая работоспособность.
Средний уровень развития внимания наблюдается у 33 (24%)
дошкольников. Объем внимания этих детей
снижен (воспринимает не более 2 объектов). Устойчивость внимания снижена
(частые отвлечения). Концентрация слабая,
переключаемость затруднена. Испытывают затруднения при выполнении многоступенчатых
инструкций. Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость)
Низкий уровень развития у 13 (10%)
обследованных дошкольников. Объем внимания резко снижен (способны воспринимать
один объект с внешней стимуляцией). Рассеяны (многократные, длительные
отвлечения). Не способны к концентрации внимания, характерны «застревания» на
объектах, информации. Выполняют простейшую инструкцию (1 -2 ступени) после
многократного повторения.
Мышление:
35 (20%) детей имеют высокий уровень
развития мышления. Эти дети исключают, обобщают, группируют на основе выделения
существенных признаков, аргументируя свой выбор. Способны к тонкой
дифференциации. Имеют хорошие аналитико – синтетические способности,
устанавливают причинно-следственные связи и закономерности. Мышление
самостоятельное и произвольное. Навыки мыслительной деятельности устойчивые.
Уровень развития выше среднего у 29
(21%) детей. Они исключают, обобщают, группируют на основе выделения
существенного признака, но не всегда могут аргументировать свой выбор.
Испытывают затруднения в тонкой дифференцировке. Имеет аналитико-синтетические
навыки, устанавливают распространенные причинно-следственные связи и
закономерности. Навыки мыслительной деятельности достаточно устойчивые.
Средний уровень развития мышления у 46
(40%) детей. Они не всегда могут выделить существенные признаки предметов и
явлений, иногда обобщают, группируют, нуждаются в помощи при аргументации
выбора. Способны к элементарному анализу и синтезу. Навыки мыслительной
деятельности недостаточно устойчивые.
Уровень развития мышления ниже среднего
наблюдается у 19 (13%) детей. Исключают, обоющают, группируют, опираясь на
несущественные признаки, не могут объяснить свой выбор. Мышление
непроизвольное.
Низкий уровень у 8 (6%) обследованных.
Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуются
случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют.
Мотивация к обучению в
школе:
У 63 (46%) детей устойчивый
интерес к учебной деятельности (охотно посещают занятия, активно участвуют в
них: задают вопросы, интересуются дополнительной информацией). Интересы этих
детей широкие и устойчивые. Положительно относятся к учебному трудному и новому
заданию. Могут самостоятельно реализовывать свои познавательные интересы.
Отмечается наличие устойчивого и аргументированного желания учиться в школе.
Познавательная активность не зависит от характера деятельности и знаний детей.
У 61 (44%) детей недостаточно устойчивый интерес к обучению (не всегда
охотно занимаются, на занятиях малоактивны, работают только по вызову).
Индифферентны к новому, трудному заданию. Интересы узкие и эпизодические.
Затрудняются в самостоятельной реализации познавательных интересов.
Неустойчивое и неосознанное желание учиться. Познавательная активность зависит
от характера деятельности и знаний детей (избирательность).
У 13 (10%) детей интерес к обучению не выражен или маловыражен: отказ
от деятельности, пассивность на занятиях. Негативное отношение к новому,
трудному. Интересы крайне узкие и
кратковременные. Не желают учиться в школе или желание обосновывает
бессмысленными доводами.
Самооценка: 46 (%) детей имеют адекватную самооценку. Им свойственны активность, бодрость, чувство юмора, находчивость, общительность. Эти качества очень высоко ценятся сверстниками.
Дети с заниженной самооценкой 8 (%)
видят в себе те качества, которых на самом деле у них нет, охарактеризовать
себя они не могут, мнение других – основной ключ, на котором строится их
самооценка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с
тем, что они в действительности представляют, видят в себе только отрицательные
качества, им присуща неуверенность в себе, мнительность, пассивность,
обидчивость, ранимость, замкнутость, все это приводит к трудностям в общении,
взаимодействии между детьми и взрослыми, мешает устанавливать контакты и т.п.
83 (%) дети с завышенной самооценкой
отмечают в себе в основном только хорошие, положительные качества, часто
переоценивая себя, характеризуются самоуверенностью, высокомерием,
бестактностью, не прислушиваются к мнению других. Все эти качества отрицательно
воспринимаются сверстниками.
На основе полученных данных, получились
следующие результаты:
Высокий уровень подготовленности детей
к обучению в школе у 8 (6%) детей; выше среднего – 34 (23%); средний – 52
(40%); ниже среднего – 27 (19%); низкий – 16 (12%). Делаем вывод, что 94 (69%) ребенка готовы к
обучению в школе, 27 (19%) – готовы условно и 16 (12 %) – к обучению в школе не
готовы.
Как уже отмечалось выше, сохраняется тенденция тревожности у детей перед поступление в школу, причин для этого множество, основная - это слабая информированность детей о положительных моментах школы, экскурсии в ряде МДОУ носят по – прежнему формальный характер; новая причина – это сильная загруженность ребят, многие из них уже столкнулись с трудностями обучения, посещая «по принуждению» родителей школу раннего развития, английскую школу, кружки дома детского творчества.
Рекомендации: проведение родительских собраний,
игровых практикумов, посиделок и экскурсий для знакомства родителей и детей со
школой, дозирование ранней учебной
нагрузки, осуществление образовательной деятельности в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной,
чтении).
Из года в год остается актуальной проблема подготовки руки
ребенка к письму и развитие произвольной регуляции. Мелкая моторика руки и произвольная регуляция у 43% детей развита
слабо, монотонной деятельностью заниматься не могут.
Особо
хотелось бы отметить работу ряда образовательных учреждений
и отдельных педагогов, которые
особо показали себя в ходе контроля. Достаточный уровень
подготовленности продемонстрировали дети: МДОУ д/с № 5 – воспитатели Резник
И.В., Касаткина М.В., педагог – психолог Лисасина О.В., учитель-логопед
Вахненко М.М.; МДОУ д/с №13 воспитатели: Атрашкевич Л.В., Верц Е.Н.
Признать
удовлетворительной работу
по подготовке детей подготовительной
группы к школе МДОУ д/с №1 воспитатели: Апельганс Л.Н., Селедцова И.С.; МДОУ
д/с №14 воспитатели: Малова А.В.,
Антипова Е.А.; МОУ НШДС №35 воспитатели: Климчук Н.С., Хайрулинова И.В.,
педагог - психолог Казакова Л.В.
На
основе диагностики уровня готовности выпускников к школе можно сделать выводы:
1.Повысился уровень квалификации
педагогов по развитию у воспитанников внимания.
2. На прежнем недостаточном уровне
остаются формирование речевых навыков и развитие мелкой моторики руки
3. Недостаточный уровень работы по
снижению тревожности у дошкольников,
связанных прежде всего с введением ранней учебной деятельностью в жизнь
детей 6 – 7 лет (занятия в д/с, посещение школ раннего развития, английской
школы).
Отдельные слова благодарности хочется выразить педагогу – психологу МДОУ д/с №5 Лисасиной О.В. и заместителю заведующего МДОУ д/с №1 Кучеевой О.Н. за оказанную помощь в подготовке и проведении итогового мониторинга основных психических процессов детей подготовительных групп к школьному обучению.
Методист
И.Р. Габидулина