Практический семинар

 «ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ» (презентация)

Форма проведения – аукцион педагогических идей

Задачи:

  1. Определить понятие «предметно-развивающая среда», элементы, принципы построения, особенности;
  2. Активизировать действия педагогов на проектирование предметно-развивающей среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения  разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития в соответствии с ФГТ.

Ход


Вступительное слово

Начинаем заседание  практического семинара по теме «Предметно-развивающая среда  как средство реализации ФГТ».  Планируем мы его провести в форме «аукциона педагогических идей».

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ  на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»  (С.Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова).

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ должна строиться, таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.

 

Практическая часть

Игра «Дизайнер»

В качестве художников вы были, а теперь предлагаю вам представить себя в роли «дизайнера», нам вместе предстоит моделировать предметно-развивающую среду для дошкольников.

Итак, уважаем «дизайнеры», сначала мы будем проектировать предметно-развивающую среду для детей от 1 до 3 лет. Перед вами макет группового пространства, заполните его центрами, центр-облачко. (Педагоги на листочках обозначают центры и раскладывают на макете группового пространства).

Защита проектов – в итого получается общий проект предметно-развивающего пространства для детей раннего дошкольного возраста.

Презентация предметно-развивающей среды групп

Приступая к созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ, коллектив  поставил перед собой цель: внедрить в деятельность дошкольного учреждения инновации по совершенствованию данной среды. Что у нас получилось вы сейчас услышате.

Евгения Юрьевна расскажет,  о предметно-развивающей среды своей группы, где живут самые маленькие наши воспитанники - дети раннего возраста.

Обобщение опыта работы Е.Ю. Чуриной

Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста. Кроме того, особенностями предметно-развивающей среды  является яркость и насыщенность помещений, ведь окружающий мир побуждает в детях различные эмоции. Чтобы украсить пространство, мы использовали цвет, который  способен менять настроение и поднимать жизненный тонус.

Наши малыши, заходя первый раз в групповую комнату, опираются на визуальный   анализатор, т.е. вначале оценивают помещение, окружающие предметы, а потом уже обращают внимание на доброжелательность и приветливость воспитателя.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла свое основное назначение – создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности мы учли следующие требования:

соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. создать зону ближайшего психологического развития;

содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, т.е. соответствовать уровню развития;

быть неисчерпаемой, информативной для ребенка, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;

быть системной, т.е. отвечать  определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.

Создание общего энергетического поля, в нашей группе это уголок «Здравствуйте, я пришел».

Все игровое пространство в группе разделено на развивающие центры активности детей, которые мы представили в виде одуванчика, т.к. наша группа так и называется. Малыши так лучше запоминают название центров, это панно служит еще и украшением  группы.

Игровой конструктивный центр – здесь выставлены все виды конструктора, игрушки (используемые в конструировании), машины различных размеров. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужный строительный материал, игрушку, сесть на коврик и  заняться строительством.

В игровом центре для девочек – обустроены магазин игрушек, парикмахерская, дом. Этот центр представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку. Это крупная игрушечная мебель. Соразмерная детям и большим куклам

Центр отдыха, или релаксации. Сидя в кресле или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.

Центр продуктивной деятельности. В нем расставлены столы, за которыми малыши учатся разукрашивать, лепить, изучают цвет, форму, рядом на полочке выставлен весь необходимый материал для продуктивной деятельности и полочка Красоты, на которой гостят различные игрушки народного промысла.

В Центре природы – представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками; различный материал и атрибуты для проведения опытов.

Спортивный центр – где расположились  спортивное оборудование и сухой бассейн. Большая часть оборудования спортивного центра сделана своими руками.

Центральное место в групповом пространстве занял Центр речевой деятельности – Книжный и Театральный Центр. В книжном представлены книжки и иллюстрации в достаточном количестве. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку и рассмотреть. Здесь мы вместе с детьми читаем сказки, а затем их обыгрываем, для этого в Театральном Центре  выставлены все виды театров для детей раннего дошкольного возраста. Знания можно получить не только из книжек, для того чтобы малыши лучше узнали о народной культуре мы планируем создать еще мини-музей «Горницу». Так узнав новую сказку, ребенок может тут же увидеть упоминавшиеся в ней предметы: русскую печку и другие предметы домашней утвари.

И самый любимый детьми Дидактический Центр. Человек получает информацию через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов,  явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем, а также двигательные компоненты. В центре выставлены развивающие игры, имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрёшки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики и др.).

Таким образом, предметно-развивающая среда в группе детей раннего возраста получилась комплексной, т.е. отвечает не только санитарным, но и эстетическим требованиям и носит развивающий характер. Мы стараемся не отставать от наших старших дошкольников и пытаемся учитывать тематическое планирование при создании предметно-развивающей среды, только у нас тема длится месяц.

 

Продолжить презентацию Нина Тимофеевна

Наша группа «Солнышко» оформлена просто, но в определенном стиле, в специально подобранной цветовой гамме. Каждая вещь находится на том месте, где и должна находиться, а детям и взрослым в групповом помещении комфортно и интересно. Талисманом группы стала Девочка-Солнце, а Символом ее друг Мишутка, они встречают детей утром и провожают вечером. Каждый новый сезон  Девочка-Солнце меняет свой наряд: весной – зеленое, летом – красное, осенью – желтое, а зимой у нее голубое платье. Девочка-Солнце и Мишутка принимают активное участие в организации и проведении непосредственной образовательной деятельности. 

Игровое пространство группы разделено на развивающие Центры активности, которые представлены в виде «хоровода солнышек», а главный действующий персонаж Центра - Мишутка. В центре «хоровода» мы закрепили две стрелки (голубая и розовая), они показывают, где играют мальчики (голубая стрелочка),  и где девочки (оранжевая)

Малышам в группе мы стараемся создать такие условия, чтобы они имели возможность не только действовать самостоятельно, находится в постоянном поиске необыкновенного в обыкновенном, изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого дня.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.

 

Ирина Аркадьевна

Итак, уважаемые коллеги, продолжим игру «Дизайнер», сейчас мы моделируем игрового пространства для старших дошкольников. /Проектируется предметно-развивающая среда  по группам, а потом совместный проект/.

Интересное игровое пространство у нас получилось, мы возьмем на заметку ваши предложения. А сейчас я познакомлю вас с тем, как мы создавали предметно-развивающую среду  в нашей группе.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, мы создаем условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников, мы организовали на основе следующих принципов.

Принцип индивидуальной комфортности позволил обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, и развить его положительное самоощущение.

В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении группы мы выдержали единый стиль. Стены, мебель, шторы подобраны в приятной  для глаз розово-фиолетовой  цветовой гамме, не нарушают общей гармонии.

Важным при организации предметно-развивающей среды для нас явился принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.

При построении среды соблюдали принцип  зонирования, что способствовало созданию в группе условий для разных видов деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

Предметно-развивающая среда нашей группы отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности.

Следуя принципу  разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования осторожно подошли к вопросу насыщения группы игрушками. При выборе игр предпочтение отдавали их способности стимулировать развитие.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены Центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полуфункциональности.

В одном и том же Центре согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так природный уголок у нас стал исследовательским центром.

Принцип гендерного подхода к развитию среды позволил учесть интересы и наклонности как мальчиков так и девочек. Мы внимательно относимся к мнению детей относительно содержания предметной среды, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых  уголков, вносят свои предложения, так у нас появился Центр Дорожной азбуки

В соответствии с перечисленными принципами мы создали следующую предметно-развивающую среду.

Для Центра Искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное место. Здесь ребята в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки шкафа заполнены необходимым  изобразительным материалом: дидактические игры, бумага разной фактуры, размера, цвета; здесь же расположилась выставка с образцами народного художественного промысла.

Детские работы мы выставляем на стене «Творческих идей», нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваем иллюстрации известных художников, что повышает самооценку детей и способствует их самоутверждению.

Для рисования песком мы смастерили соответствующее оборудование - планшет с подсветкой. Использование песка в изобразительной деятельности способствует формировании таких навыков как передача композиции, пропорции изображения, владения оттенками цвета и тени. Современные исследования доказали, что занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческий замысел.

Неизменной популярностью у детей пользуется Центр Науки, представляющий собой мебельный модуль, здесь расположены самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и т.д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Главное назначение центра- деятельность детей, организуемая  при помощи ситуаций удивления под девизом «Удивление – надежная тропка мышления». Удивляясь, ребенок начинает мыслить и познавать. Материалы для познавательно-исследовательской деятельности в группе представлены объектами для исследования в реальном действии. Все предметы яркие и привлекательные: развивающие игры, вкладыши-формы, разнообразные наборы картинок для группировки, серии картинок для выстраивания последовательности событий, материал для формирования тактильных ощущений.

Развитие творческой личности тесно связано с возможностями детского экспериментирования. Если творчество – это процесс создания нового, то экспериментирование – творческий поиск, направленный на изучение свойств материалов и предметов. Большое поле для исследований открывает оборудование для игр с водой и песком. Для экспериментирования предусмотрена специальная форма.

Природный уголок является частью Центра Науки и служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь расположены растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование: фартуки, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы и др. А так же детские поделки из природного материала, экспонаты природы. В природном уголке  с детьми проводим  наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

Центр конструирование, сосредоточен в одном месте, в котором расположены: кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек позволяет организовать конструктивную деятельность с большей группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительстве на ковре либо на столе. Дети, особенно, мальчики, всегда с удовольствием  занимаются постройками, комбинирую с другими видами деятельности.

В группе выделен Центр Сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Почта» и др. Атрибуты к играм  подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты создавать новые игровые образы.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением Центр движения выполняет функции физкультурно-оздоровительного Центра, лаконично и гармонично вписался в пространство игровой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь размещено спортивное оборудование и тренажер. Одним из средств повышения двигательной активности являются двигательные импровизации под музыку. Рациональное размещение физкультурного оборудования в центре создает благоприятные условия для развертывания самостоятельной активности детей.

В шумном пространстве игровой комнаты находится островок тишины и спокойствия Центр уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствует комфортное кресло, мягкие игрушки, здесь на полочке разложены альбомы с фотографиями детей, сундучок с секретом.

Центр книги оборудован  библиотекой, в которой представлены книги разной тематики и жанров, портреты писателей и иллюстраторов, все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. Два раза в неделю, приходит в гости к дошкольникам Почемучка, принося с собой ноутбук. Вместе с ним дети смотрят любимые сказки, а затем обыгрывают их, используя выразительные театральные средства (виды театров). Здесь нашел свое место уголок  краеведения, где дети могут ознакомиться с государственной символикой, национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края.

Центр театра – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В центре выставлены все виды театров. Здесь же находится Мини-музей  «Национального костюма». Робкие, застенчивые становятся уверенными и активными.

Музыкальный Центр – можно назвать «Музыкальной гостиной», где удобно расположилась  медиотека музыкальных произведений, сказок и детских песенок;  музыкальные инструменты,  д/игры и  портреты композиторов.

Центр дорожной азбуки интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закреплений знаний правил дорожного движения. Этот всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка  милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

Центр школьных наук создан для ознакомления детей со школой и  воспитания положительного отношения к школе у детей подготовительной группы в нем расположились: дидактические игры и сюжетно-ролевая игра «Школа», наглядный материал, альбомы, художественная литература.

Таким образом,  предметно-развивающая среда группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом нам воспитателям предоставляется возможность для творческой самореализации и организации образовательного процесса на новом качественном уровне.

 

Итак, уважаемые коллеги, мы сегодня обсудили и представили наш опыт работы по созданию предметно-развивающей среды групп в соответствии с ФГТ, хотелось бы отметить, что не все у нас получилось, так как планировали, но мы в творческом поиске, мы пробуем, ошибаемся, набиваем себе шишки, оцениваем их и снова двигаемся вперед.

 

маЗдесь нашел свое место уголок  краеведения, где дети могут ознакомиться с государственной символикой, национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края.

Центр театра – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В центре выставлены все виды театров. Здесь же находится Мини-музей  «Национального костюма». Робкие, застенчивые становятся уверенными и активными.

Музыкальный Центр – можно назвать «Музыкальной гостиной», где удобно расположилась  медиотека музыкальных произведений, сказок и детских песенок;  музыкальные инструменты,  д/игры и  портреты композиторов.

Центр дорожной азбуки интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закреплений знаний правил дорожного движения. Этот всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка  милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

Центр школьных наук создан для ознакомления детей со школой и  воспитания положительного отношения к школе у детей подготовительной группы в нем расположились: дидактические игры и сюжетно-ролевая игра «Школа», наглядный материал, альбомы, художественная литература.

Таким образом,  предметно-развивающая среда группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом нам воспитателям предоставляется возможность для творческой самореализации и организации образовательного процесса на новом качественном уровне.

 

Итак, уважаемые коллеги, мы сегодня обсудили и представили наш опыт работы по созданию предметно-развивающей среды групп в соответствии с ФГТ, хотелось бы отметить, что не все у нас получилось, так как планировали, но мы в творческом поиске, мы пробуем, ошибаемся, набиваем себе шишки, оцениваем их и снова двигаемся вперед.

Центр школьных наук создан для ознакомления детей со школой и  воспитания положительного отношения к школе у детей подготовительной группы в нем расположились: дидактические игры и сюжетно-ролевая игра «Школа», наглядный материал, альбомы, художественная литература.

Таким образом,  предметно-развивающая среда группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом нам воспитателям предоставляется возможность для творческой самореализации и организации образовательного процесса на новом качественном уровне.

 

Итак, уважаемые коллеги, мы сегодня обсудили и представили наш опыт работы по созданию предметно-развивающей среды групп в соответствии с ФГТ, хотелось бы отметить, что не все у нас получилось, так как планировали, но мы в творческом поиске, мы пробуем, ошибаемся, набиваем себе шишки, оцениваем их и снова двигаемся вперед.